Министерство науки и технологий предлагают создать новосибирские учёные
Инициатива руководителей СО РАН, академиков Асеева и Диканского, стала результатом анализа реформы Академии наук.
Учёные внесли свои предложения по поводу дальнейшего развития науки страны на сайте издания Polit.ru.
Для справки: Закон «О Российской Академии наук…» (ФЗ-253) разделил институты и РАН, подчинив НИИ обособленной управляющей структуре (ФАНО), и превратил Академию в наблюдающую, рекомендующую и проводящую экспертизу организацию. То есть функция, собственно, управления наукой у РАН фактически изъята, несмотря на формулировки о научно-методическом руководстве институтами со стороны РАН и ее региональных отделений (ст. 2 п. 3 ФЗ-253), пишет Polit.ru.
Вот лишь некоторые негативные последствия реформы, которые приводят учёные:
Передача управленческой функции от РАН к ФАНО уже приводит к ухудшению ситуации в научном комплексе страны из-за отсутствия кадров необходимой компетенции в системе этого агентства и проведения несогласованных с Академией мер.
Нанесён ущерб авторитету власти в глазах наших учёных и большей части интеллигенции страны. Пострадал имидж России в мировом научном сообществе из-за резкого снижения активности международного обмена.
Начинает деформироваться система территориальной организации науки, что может весьма скоро привести к потере конкурентоспособности регионов (особенно восточных) в образовании, инновациях и развитии высоких технологий, в том числе в сфере оборонно-промышленного комплекса.
Существует очевидная угроза потери национальной научно-технической и технологической идентичности России (во времена СССР — мировое лидерство в космосе, ракето- и авиастроении, в ядерной энергетике и в технологиях ОПК).
В сложившейся ситуации академики Александр Асеев и Николай Диканский считают необходимыми радикальные организационные меры конструктивного характера. Прежде всего, предлагается на основе имеющихся структур создание нового Министерства науки и технологий (МНТ) РФ.
Они объясняют, что этот шаг позволит сформировать адекватный канал управления научно–технической политикой, наладить эффективный диалог между наукой, ведущими российскими государственными и частными корпорациями и бизнес-сообществом при опоре на экспертную мощь РАН и ведущих университетов. Такая практика существует во многих развитых странах мира: Германии, Франции, Японии, Южной Кореи, Тайваня, КНР и других.
Кроме создания нового министерства, предлагается организация надведомственных структур управления в виде научно-образовательных и инновационно-технологических консорциумов (либо других форм: корпораций, фондов, кластеров) по приоритетным направлениям в сфере высоких технологий и при решении задач развития стратегически важных территорий страны (Дальний Восток, Сибирь, Арктика, Юг России, Крым).
Вывод академиков таков: курс, по которому пошла реформа РАН, безусловно, подлежит коррекции. Они понимают, что вернуть всё на круги своя не представляется возможным, и в этих условиях крайне важно закрепить за Академией статус ведущей национальной экспертной и научно-методической организации, руководящей исследованиями в своих институтах. ФАНО, вполне вероятно, способно справиться с задачей управления имуществом и финансированием, но не более того.
Подготовила Екатерина Шрейбер, фото из архива СО РАН и Наталии Задориной.