Свет в темноте
Видите, в каждой клеточке шесть точек, — водя по листочку пальцем, объясняет мне Елена. – Одна точка – это буква «а», две — «б»… Вот так и осваивается алфавит Брайля. Правда, больше всего он подходит для тех, кто изучил азбуку с детства, взрослым сложнее: чувствительность пальцев не та, читать сложно, поэтому больше приходится слушать телевизор.
Через несколько дней Елена Черемных отметит 50 лет со дня рождения, пять из которых живёт в темноте.
— Теперь я различаю только свет. Всё остальное: работа по дому, передвижение по городу — на ощупь, — говорит она. — Закройте глаза и попытайтесь приготовить обед или пройти по оживлённой улице… Только так вы сможете понять, в каком мире я сегодня живу.
… До 45 лет зрение у Елены было стопроцентным. Работая на БЭМЗе контрольным мастером, любую даже самую мелкую соринку на приборах она видела без увеличительной лупы.
— А потом очень быстро правый глаз стал плохо видеть, — вспоминает Елена. — Пришла к окулисту, она провела обследование, говорит: «Всё в порядке, можете спокойно жить дальше». Через несколько месяцев у меня стал «тухнуть» и второй глаз. Все попытки убедить доктора дать мне направление в клинику мегаполиса оказались тщетными, она постоянно говорила: «Я не вижу никаких патологий и заболеваний. Что я вам напишу в направлении: что некомпетентна? И как при этом я буду выглядеть перед новосибирскими коллегами?».
После этого заявления Елена не стала дожидаться, когда врач сменит гнев на милость, и записалась на платный приём в клинику академика Фёдорова. Осмотрев пациентку, врачи тут же выписали ей направление в НИИТО на МРТ головного мозга.
— Жить вам осталось две недели: в глазном нерве опухоль размером с куриное яйцо, а поскольку череп не резиновый, она «съела» правый глаз, добралась до левого. Ослепнете вы однозначно, но совсем скоро начнут лопаться сосуды, тогда летальный исход неизбежен, — вынесли мне страшный вердикт доктора. — Есть полмиллиона в кармане, вас прооперируют, а нет — … И всё же попытайтесь поговорить с оперирующими врачами в клинике Мешалкина: есть шанс получить квоту.
Осмотрев женщину, нейрохирург был категоричен: жить осталось неделю! Идите к врачу, который целый год вас мурыжил и требуйте квоту. После этого он собственноручно написал Елене требовательную записку для бердского врача, а напоследок посоветовал: «На приёме обязательно скажите, что в случае печального исхода ваши дети на каждом столбе расклеят записки: «В смерти мамы просим винить…»
— Увидев это послание, врач перепугалась не на шутку, — с грустью говорит Елена. – Через пару дней она сообщила, что добилась для меня квоты.
…После операции в «Мешалкина» зрение, как и прогнозировали профессиональные специалисты, сохранить не удалось. Но Елена осталась жива.
— Помню, вернулась домой, голова обрита, а мне паспорт после 45-летнего юбилея пора менять, — вспоминает собеседница, еле сдерживая слёзы. – Просила специалистов миграционной службы сделать исключение, сказали, что не положено. Пришлось искать парик, делать снимки… Это был первый психологический барьер, с которым довелось столкнуться в новой жизни.
— Поначалу я сильно злилась и много плакала, — продолжает свой рассказ Елена, — а куда деваться-то? Ну, нет у меня теперь глаз и не вернуть их, а жизнь… она ведь продолжается.
… Немного придя в себя, она стала учиться жить по-новому. Первое время возглавляла общество слепых людей, которое находится в Искитиме, но через год работы отказалась от этой должности: человеку, лишённому зрения, почти ежедневно ездить на работу в соседний город — трудно. Потом несколько месяцев провела в Бийском реабилитационном центре.
— Там нас учили шить, читать, выполнять элементарную домашнюю работу, ориентироваться на местности. К примеру, при чистке картошки сначала нужно нащупать пальцами глазки и удалить их, а только потом очистить кожуру. При готовке блюд все незрячие ориентируются на вкус и на запах. Хотя в центре были и такие, кто просто не поддавался обучению. Помню, парня восточной внешности, которому скинхеды выбили глаза и избили так, что полгода он провёл на больничной койке. Несмотря на старания педагогов, он никак не смог адаптироваться в тёмном мире, но таких единицы. В основном, все приспосабливаются, иначе просто не выжить, особенно в городе, где опасности и препятствия подстерегают на каждом шагу.
… Смотрю на неё: аккуратная прическа, нарядная кофточка, чистенькая и очень уютная квартира, на самом видном месте висят медали за победу в областных соревнованиях для людей с ограниченными возможностями. Несколько раз в неделю Елена ездит на дом к людям, недавно потерявшим зрение: помогает осваивать алфавит Брайля.
— Тяжело, трудно, но я не опускаю руки, — говорит она. — Кто-то отчаялся и сдался, кто-то играет до конца и пытается жить нормальной, обычной жизнью, насколько это возможно. Моя отдушина – это друзья и дети, они всегда рядом. Сейчас готовятся к моему 50-летнему юбилею, помогли выбрать красивое платье…
Бумерангом вернётся злое и доброе
— Несколько лет назад я хотела судиться с медработником, из-за которого стала инвалидом. Но к тому моменту, как выписалась из больницы, она уже позорно сбежала из ЦГБ, а перед увольнением тщательно вырвала из моей медицинской книжки все компрометирующие её листы.
А потом… Не то, чтобы отлегло… Просто лучше тратить свою жизнь на хороших людей. Об остальных там – наверху — непременно позаботятся, бумерангом вернув всё, что они заслужили.
Адресовано властям
— Недавно в общество слепых приходил специалист из администрации: отчитывался о том, что в Бердске всё делается для комфорта людей с ограниченными возможностями. В том числе установлены звуковые светофоры возле рынка на перекрёстке улиц Комсомольская и Лелюха. Подошла я к этому перекрестку на днях: оба светофора орут и совершенно непонятно, где горит зелёный, а где красный. В итоге всё равно приходится ориентироваться на звук машин, что очень опасно.
Очень возмущает система отпуска рецептурных лекарств в городской больнице. По новым правилам рецепты, действуют лишь 10 дней со дня выдачи: не выкупил вовремя лекарство, нужно вновь идти на приём к доктору, а ближайшая запись — через две недели. Выходит, больше десяти дней (если нет запаса таблеток) меня мучают адские головные боли.
Неплохо было бы в поликлиниках города выделить отдельный день приёма для инвалидов. Несколько лет назад так и было: мы проходили специалистов в субботу без регламентированного времени и без очередей.
Компенсация работодателям
Слышал, что существует программа, по которой работодатель, обеспечивший человека с ограниченными возможностями рабочим местом, вправе получить от государства компенсацию в размере 60 тысяч рублей. Где более подробно узнать, узнать о том, как получить эти? — спрашивает Александр ИВАШЕЧКИН.
На вопрос отвечает директор городского Центра занятости Елена Дмитриева.
— По областной программе «Дополнительные меры по созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов» работодатель, обеспечивший инвалида рабочим местом, вправе получить компенсацию, которая в 2015 году составила от 72 до 80 тысяч рублей. Заявки на её получение подают многие бердчане, а специальная конкурсная комиссия при министерстве труда и занятости по Новосибирской области отбирает тех, кто реально получит выплату.
Для того, чтобы участвовать в конкурсе, работодатель обязан подать в Центр занятости определенный перечень документов. Отбор кандидатов проходит на базе Центра в режиме онлайн: по скайпу комиссия задаёт претендентам все интересующие вопросы и после этого решает, кому выплачивать средства.
Главное условие отбора: у работодателя, обеспечившего человека с ограниченными возможностями работой, не должно быть задолженности в налоговой, в Пенсионном фонде… Кроме этого, рабочее место для инвалида должно соответствовать нормативным требованиям.
Всем, кто заинтересовался данной программой, более подробную информацию можно узнать в Центре занятости по телефону 2-11-38.
В 2015 году по программе «Дополнительные меры по созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов» компенсацию получили 14 бердчан.
Фото автора
Чтобы создать темноту, цветные краски смешивают вместе, поскольку каждый цвет поглощает определённые частоты света. Теоретически смесь трёх основных цветов или трёх вторичных цветов будет поглощать весь видимый свет и создавать чёрный цвет. На практике однако трудно избежать превращения смеси в вещество коричневого оттенка.