Среда, 22 ноября 2017 16 +  RSS
Среда, 22 ноября 2017 16 +  RSS
13:45, 18 апреля 2017

Новосибирские археологи: дракон защищал древних сибиряков от опасностей


Уникальное изображение дракона на поясных пряжках Июсского клада исследовал ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук Андрей Бородовский, сообщает «Наука в Сибири».

Учёный установил оригинальное происхождение этого образа на территории Южной Сибири периода раннего железа. Обычно образ дракона ассоциируется исключительно с Китаем, однако, как выяснилось, в I тыс. до н.э. на территории Южной Сибири сформировался собственный взгляд на это мифическое существо, не связанный с китайской традицией.

– В Китае рассматриваемого периода — ханьской эпохи —  ещё не существует устоявшегося образа дракона, который позже станет одним из главных символов китайском идентичности, — отметил Бородовский. — Вместе с тем в Сибири мы имеем сформировавшуюся композицию изображений этого дракона в характерной змееобразной позе.

На фото: слева – поясная пряжка с изображением дракона Южной Сибири из Июсского клада, справа – китайский дракон

Изображения размещаются на металлических поясных пряжках, которые являются характерной чертой кладов Южной Сибири рубежа эр: Косогольского, Знаменского. Однако именно в Июсском кладе, найденном в 1970-х годах на севере Хакасии, таких пряжек наибольшее количество. Дракон на предметах южно-сибирских кладов показан в движении, словно закручиваясь по спирали — в отличие от традиционного вида китайского дракона, который движется зигзагообразно.

Фигура дракона на поясных пряжках исполняла роль оберега и должна была защитить своего владельца от опасностей. При этом пряжки, найденные в разных кладах, не идентичны — они отличаются по размеру и деталям изображения. Вероятно, такие предметы производили серийно, отливая с разных форм, созданных по одному канону.

– Хотя территория Южной Сибири в конце I тыс. до н.э. подверглась очень сильному китайскому влиянию, бляхи с изображением июсского дракона, скорее всего, имеют местное оригинальное исполнение — то есть это не какая-то копия. Это самостоятельное развитие образа, — подчеркнул Андрей Бородовский. — Фигура дракона — некий знак, позволяющий нам говорить, что Сибирь как культурная территория всегда обладала набором своеобразных, специфических черт.

Фото предоставлено Андреем Бородовским

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Свидетель
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru