Сегодня, 16 сентября, Марию Левину с юбилеем поздравили журналисты “Свидетеля”. Мария Игнатьевна поделилась воспоминаниями о войне – далёком-предалёком времени, которое сегодня для многих уже стало историей. Из-за глубоко преклонного возраста рассказ ветерана Великой Отечественной получился кратким: из памяти стёрлись даже самые страшные и тяжёлые события.
Что же осталось у Марии Левиной, полтора года водившей по фронтовым путям-дорожкам «полуторку», от того времени?
Медаль «За Победу над Германией», орден Отечественной войны II степени… И три пожелтевшие фотографии. На них она запечатлена с фронтовыми подругами. В бригаде, где служила, вспоминает Мария Игнатьевна, было 12 девчонок. Выжили только четыре.
– На войну меня призвали 7 июня 1944 года. Попала я в отдельную зенитную бригаду Северного фронта, – рассказывает юбилярша. – Шоферила. На полуторке доставляла в указанное место всё, что прикажут. Чаще всего это были снаряды. Мужчины воевали на передовой, мы – женщины – под постоянным обстрелом врага доставляли им боеприпасы. У каждой девчонки была с собой винтовка и 30 патронов для того, чтобы отстреливаться от фашистов. – Только когда отстреливаться-то, если нужно крутить баранку?
Защиты (не говоря уже о комфорте) в примитивных автомобилях военных лет было немного. Всё делалось за счёт самоотверженности, стойкости, самопожертвования девушек-водителей. Слишком часто из опасной поездки кто-то не возвращался. Девчата горевали о гибели подруги. А назавтра опять отправлялись по фронтовой дороге.
– На войне я шоферила. Потом проходила службу в прожекторном батальоне. А после этого по приказу Главнокомандующего Сталина была переброшена в Финляндию, где и встретила Победу в 1945 году.
После демобилизации Мария отправилась в Красный Яр. Там вышла замуж за фронтовика Александра Левина, который воевал в артиллерийских войсках, был тяжело ранен, домой вернулся на костылях без одной ноги. В 1967 году семья Левиных, в которой уже было трое детей, переехала жить в Бердск.
Мария Игнатьевна работала вахтёром на радиозаводе, потом – начальником смены, в её подчинении было больше 20 человек. С радиозавода она и пошла на пенсию.
По словам сына Бориса, который всегда рядом с мамой и ухаживает за ней, в былые годы Мария Игнатьевна в полной мере проявляла свои командирские качества: хорошо умела всеми руководить – как на работе, так и дома. А сегодня фронтовичка почти не поднимается с постели: возраст, ноги уже не носят так легко, как раньше, когда всё успевала сделать. Но командирские нотки в голосе до сих пор проявляются.
А иногда Марию Игнатьевну захлёстывают воспоминания о том, что довелось пережить. Не столько даже конкретные эпизоды из фронтовой жизни — удивление: как девчонке-добровольцу, подвозившей снаряды на передовую на разбитой полуторке, удалось выжить под постоянными бомбёжками фашистских летчиков. «Судьба, – говорит, – не иначе».
А когда я с почтением замечаю, что не каждому удаётся прожить целый век, машет рукой, усмехаясь: «Судьба!..»
Алла Борисова, фото и видео Сергея Болдырева