Казалось бы: ну что такое 10 лет? Особенно для истории. Истории целого города. Пролетели, промелькнули… Ан нет!
С середины 2011-го и несколько месяцев 2012 года газета «Свидетель» публиковала журналистский сериал под рубрикой «Территория»: рассказывала о жилых микрорайонах Бердска, старых, новых, только-только создающихся. С того времени прошёл десяток лет. Корреспонденты «Свидетеля» вновь прошли по городу, заглянули во все его уголки. И оказалось: столько изменений!
Но прежде, чем начать публикации «Территории-2» предлагаю совершить небольшое путешествие в историю: вспомнить, с чего всё, собственно, начиналось.
А начиналось всё с того, что в 1716 году на участке земли между Обью, Бердью и густым лесом вырос острог — защитное сооружение, призванное охранять территорию от набегов кочевых племён.
Эти места не были дикими. Здесь уже жили русские люди, в том числе беглые крепостные, до которых в здешних местах не могли добраться прежние хозяева. Однако жилось им неспокойно. В любой момент с востока могли нагрянуть кочевники, всё пожечь, разграбить, людей увести в плен. Не одна челобитная была отправлена царю-батюшке от страдальцев до того, как по всему Приобью во исполнение царских указов стали подниматься остроги.
Бердский острог был построен по указу Петра I в 1716 году. Некоторые историки оспаривают эту дату, утверждая, что строительство началось ещё в 1704 или 1706 году. Есть версия, что в документах того времени нет упоминания о завершении такого строительства потому, что укрепрайон пришлось возводить заново: первый сожгли джунгары.
Как бы то не было, в 1716 году на слиянии Оби и Берди острог уже стоял, окружённый рвом с рогатками и кольями и мощным земляным валом.
«Соединение двух рек, которые окружают острог с двух сторон, делают необходимым укрепление лишь одной трети его окружности, и стена, состоящая из брёвен и кольев, проведена в виде дуги от Оби до Берди», – сообщал в своих трудах известный во времена оны историк Герард Миллер, член Санкт-Петербургской академии наук, которому довелось побывать в остроге.
В описании 1734 года также говорится, что бревенчатая стена имела высоту три сажени (сегодняшние 6, 48 м). Внутри острога, кроме жилых строений для казаков, нёсших охранную службу (а это были беломестные казаки, снабжённые ружьями и аж одной пушкой), была возведена церковь Сретенья Богородицы, судная изба, дом приказчика, амбары и другие хозяйственные постройки. Жилые дома строились и за острожными стенами: вольным хлебопашцам спокойнее жилось под защитой, и их количество неуклонно возрастало.
Уже к 1721 году здесь насчитывалось 78 дворов и 177 душ мужского пола. Нехватки пола женского тоже не наблюдалось. Но не было и привычки учитывать в документах, сколько в каждой семье женщин и девочек. Вот ведь несправедливость! О количестве коров-лошадей-коз в хозяйствах тогдашние учётчики сообщали, а про прекрасных дам — ни словечка!
Впрочем, более справедливые данные содержатся в метрических книгах, которые вели церковнослужители. И если в первые годы после появления в остроге храма в таких книгах не учитывались «заострожные» жители, то в дальнейшем положение исправилось. К 1800 году, судя по метрическим данным, население новой освоенной территории составляло больше тысячи человек. Особую популярность для выбора места жительства она приобрела после того, как в 1730 году мимо острога прошёл Московский тракт.
В последующие годы случилось много чего. Острог как таковой существовать перестал. В 1783 году указом Екатерины II он был объединён с выросшим вокруг него поселением и наречён Колыванью, центром Колыванской губернии. В 1796 году Павел I отменил этот указ, вернув название «Бердский острог». Однако вскоре передумал, и на картах России появилось село Бердское.
В 1929 году село было переименовано в посёлок городского типа. В 1934 году это уже — официально — рабочий посёлок. А в 1944 году Бердск обрёл статус города областного подчинения.
В 1954 году по решению правительства СССР о строительстве Новосибирской ГЭС и затоплении старого Бердска город начал свою новую жизнь практически с нуля. Переезд на новое место завершился в 1957 году. От прежнего поселения остались только районы санатория, вокзала, Красный Сокол.
К январю 1958 года в новом Бердске насчитывалось 106 улиц. Тогда как в старом городе их было три: Большая, Средняя и Задняя. Ещё имелись Базарная площадь и Почтовый переулок.
…Ну вот, а теперь, освежив свои знания городской истории, начнём неспешный вояж по Бердску, чья территория нынче — свыше 70 квадратных километров, в котором больше 30 жилых микрорайонов, 428 улиц и больше 100 тысяч жителей.
В добрый путь!
Приглашаем прогуляться по другим улицам и районам Бердска – в рубрике “Территория”.
Мария Славина, фото Славы Степанова, рисунки Максима Кузнецова