В этом микрорайоне всего две улицы, зато с какими названиями: Отрадная и Энтузиастов. Юго-Восточный, который его жители часто называют посёлком, один из отдалённых районов Бердска, застроенный частными домами. Здесь, как водится, пусть и не уникальные, но свои проблемы и свои радости.
В микрорайоне всего две улицы: Отрадная и Энтузиастов. И целых пять проездов. С одной стороны Юго-Восточный граничит с аэродромом «Бердск-Центральный», другой упирается в поля, за которыми расположен приют для домашних животных «Надежда». Ещё дальше — городское кладбище.
В чистом поле
Корреспондент «Свидетеля» пообщалась со старожилами и узнала, с чего начиналось освоение территории.
— Эта земля когда-то принадлежала Институту прикладной физики Академгородка. Здесь должны были строить промышленную зону, — вспоминает один из первых жителей Юго-Восточного Игорь Самсонов. — В начале 90-х годов планы изменились, и территорию совместно с заводом биопрепаратов решили нарезать на участки под индивидуальное строительство.
— Первое строение появилось в 1992 или 1993 году. Оно до сих пор стоит: то ли баня, то ли домик из сибита… Я купил 15 соток в 1993 году, участок стоил примерно две мои зарплаты. Мы рьяно взялись за дело: выкопали котлован, начали делать фундамент. А вокруг — громадное поле, и никто не шевелится. Только один дом на втором проезде достраивался. Даже думали всё бросить, но стало жалко. Дом я строил восемь лет, переехали в 2001 году. Тогда стояло три дома на всю округу, — рассказывает старожил.
Технические условия на коммуникации были выданы заводу биопрепаратов, их начали прокладывать с улицы Спортивной в сторону посёлка Мичуринский, но до Юго-Восточного так и не довели. Начались лихие девяностые.
— Я в то время работал главным инженером Горводоканала, и мне удалось решить вопрос о водоснабжении микрорайона. В посёлке Кирова располагалась Сибирская геолого-поисковая экспедиция, которая занималась бурением скважин, а канализование посёлка шло через бердские сети, и предприятие было должником у города. Я договорился с администрациями Бердска и водоканала, что за частичное погашение долгов экспедиция пробурит скважину на Юго-Восточном. Так появилась вода. К городскому водопроводу нас подключили уже в 2000-х годах.
С электричеством тоже было трудно. Завод биопрепаратов построил маленькую подстанцию, а, по словам Игоря Самсонова, он лично приобрёл три километра алюминиевого провода.
— Спасибо начальнику энергопредприятия: помог построить высоковольтную линию протяжённостью около километра. Мы оформляли целую кучу документов, пришлось опять на себя этот хомут надевать. Всё сделали, присвоили номер трансформаторной подстанции, а потом началось… Что-то где-то случилось, электрики говорят: «А это не наше». И вот мы с соседом, начальником электроцеха завода, ходили: предохранители меняли, рубильники чинили.
Кто что где добудет
— Как продолжали строить? Кто что где добудет, — продолжает рассказ Игорь Николаевич. — Расплетали провода, натягивали на столбы. Помню, купил штук сто фарфоровых изоляторов с демонтированных на железной дороге линий. Мы делаем, кто-то срезает.
— Так же с дорогами: кто щебня привезёт, кто — битых кирпичей или бетона, кто — старого асфальта. Вот на этом свёртке сейчас вода поднимается по весне на день или два, а раньше тут озеро было. Мы на работу ходили, прятали в кустах резиновые сапоги, чтобы переобуваться.
А зимовали как? У меня была двадцать первая «Волга». До Нового года ещё нормально ездили, а потом снега намело!.. Сосед работал на хлебовозке, приехал домой на обед, забуксовал, так я его «Волгой» вытаскивал.
Обычно смотришь в окно: трактор на кладбище поехал дорогу чистить, уже примерно знаешь, через сколько минут будет возвращаться. Бежишь встречать. Денег дашь, он и наши улицы прочистит.
Когда тут поселился депутат горсовета Николай Фёдорович Сычов, мы создали ТОС (в 2008 году — авт.). Он сумел до конца решить вопросы водо- и электроснабжения микрорайона. Борис Васильевич Прилепский как областной депутат помогал. За счёт города ощебенили дороги. Ещё полегче стало жить.
А сейчас вообще хорошо: вторую зиму с газом живём. За 20 лет я своими руками перекидал и сжёг три вагона угля, сейчас за сезон экономим около десяти тысяч рублей. И дороги чистят лучше, чем в других районах частного сектора Бердска. Как не радоваться?
Свалка или кладбище?
Кроме обычных проблем, связанных с дорогами, транспортом и освещением, жители Юго-Восточного столкнулись с угрозой появления под самым боком полигона бытовых отходов, проще говоря — свалки.
Эпопея началась в 2020 году, когда были обнародованы планы строительства нового полигона для захоронения ТБО — формально на территории Искитимского района, по факту — в непосредственной близости от Юго-Восточного. Бердчане активно выступали против: собирали подписи и даже устраивали пикеты. Спустя два года идея трансформировалась: депутаты горсовета предложили собственнику участка разместить вместо полигона кладбище (нынешнее исчерпает свой ресурс в ближайшие годы). Но пока вопрос не решён.
Многое в жизни микрорайона зависит от активности и сплочённости его жителей. ТОС «Юго-Восточный» активно участвует в грантах. За счёт этих денег удалось построить и благоустроить детскую площадку, на которой сейчас отмечаются все праздники. Соседи, объединив усилия, устанавливают уличные фонари, расчищают по весне дороги, отсыпают проблемные участки щебнем.
Приглашаем прогуляться по другим улицам и районам Бердска — в рубрике «Территория».
Екатерина Шрейбер, фото автора