Дворники у нас народ не только непьющий, но и философски мыслящий. Глядя на мир сквозь призму своей профессии, о жизни они рассуждают прямо по-булгаковски, правда, слегка перефразировав слова знаменитого Воланда.
– Люди, как люди, – говорят они. – Любят выпить и мусорят, но ведь это всегда было… В общем, напоминают прежних… Сумасшедший ритм жизни только испортил их: суетливые все стали, нервные… Диваны с этажей выкидывают да ребятишек по утрам костерят, а так… Обыкновенные люди.
В подвальном помещении, где в перерывах между чисткой снега и уборкой мусора дворники собираются погреться чайком, – только Оля и её муж Фидаэль, которого между собой они называют попросту Федей. Дворниками бок о бок супруги работают уже много лет, к работе этой привыкли и, как говорят сами, менять что-то в своей жизни не собираются.
– Сейчас остальной народ подтянется, пойдём бытовой мусор на трактор грузить, – поясняет пятидесятилетняя Ольга. – Вообще, по закону, мы не обязаны убирать за жильцами старые кресла и кровати, но приходится, иначе всё это так и будет годами лежать на контейнерных площадках. Вещи тяжелые, а у нас в коллективе только двое мужчин и пять женщин, которым приходится тяжести таскать.
– Почему так мало мужчин идут работать дворниками?
– Платят мало. Чтобы заработать 17 тысяч, мне приходится убирать территорию возле четырёх домов. Да и работа у нас грязная, не каждый сможет её выполнять. Раньше дворникам квартиры давали, льготы за коммуналку полагались, сейчас только зарплата, а мусора год от года всё больше и больше, оттого и желающих нет.
– Люди стали больше мусорить?
– Так же, как всегда,- включается в разговор зашедшая в подвал Галина Романовна, которая отработала дворником более 15 лет. – Просто раньше тары одноразовой не было, обилия продуктов в упаковках – тоже, а сейчас: тетрапаки, полторашки… Всё одноразовое, всё в контейнеры идет… И то, что народ перестал уважать наш труд, это факт. Почему-то считается: раз дворник, значит, либо алкаш, либо бомж. У нас в коллективе нет таких: даже праздники отмечаем без спиртного: торт, конфеты едим и чай пьём.
– Бывали случаи, когда даже вам, видавшим всё и вся, приходилось удивляться тому, что выкидывают жильцы домов из окон?
– В прошлом году прямо с четвёртого этажа диван на улицу выкинули. Поднимаюсь, спрашиваю: «Чего творите?», а они мне так удивлённо: «А зачем надрываться, вниз по лестнице его корячить? Так ведь проще». Ёлки до сих пор выбрасывают. По опыту знаем, что последние из окон полетят где-то в мае.
– В каждой профессии есть свои плюсы и минусы. Что положительного в вашей работе?
– Вышли мы в пять утра на свой участок, метлой или лопатой отмахали, мусор собрали… В два часа дня уже свободны, и голова ни о чём не болит, – говорит Ольга. – Ещё мы закалённые, потому что на свежем воздухе в любое время года полдня проводим. И мышцы у нас накаченные, никаких тренажёрных залов не надо: мне на пляже больше тридцати лет никто не даёт. Вот, пожалуй, и всё. В остальном – сплошные минусы. Зимы нынче снежные, осенью листвы полно, весной мусор оттаивает… Перед майскими праздниками работать приходится до вечера, чтобы город стал чистым. И только летом благодать, хотя газоны стричь – тоже труд немалый.
– Дворник – человек для окружающих неприметный. А вы, наверняка, всё видите, всё подмечаете: отработали на одних и тех же участках по много лет. Как за эти годы изменились люди?
– Суетливые стали. Спешат, спешат, нервность какая-то появилась, в глазах тревога. Редко сейчас можно встретить человека, который выходит с утра из подъезда дома c беззаботным лицом в приподнятом настроении. А ещё мамочки стали по утрам детей на чём свет стоит ругать: тянет его, бедолагу, за руку в сад или школу и поливает… За что? Ну, ты же… женщина!
Алла Борисова, фото автора