И газет столетней давности: «Одинъ изъ угощавшихъ сѣлъ верхомъ, и другой сталъ выцарапывать глаза. Баранова доставили въ больницу. Вѣки обоихъ глазъ оборваны…». Продолжаем публикацию докладов из музейных чтений.
Одну из самых интересных историй подготовила Елена Иванова, специалист по экспозиционно-выставочной работе. С криминальной обстановкой в окрестностях села Берского сотрудник музея ознакомилась на страницах сибирских газет «Сибирская жизнь», «Томские губернские ведомости», «Томский городской вестник» с приложением, «Русский инвалид» и материалов архивов за этот период конца XIX — начала XX века. Найденные факты впечатляют.
Не щадили даже детей
В начале своего выступления Елена Иванова совершила небольшой экскурс в историю. В конце XIX века, отметила она, из 289 бердских домохозяйств 113 дворов были «не крестьянскими», что свидетельствует о начавшемся становлении села не только как земледельческого, но и промыслово-торгового центра.
И, конечно, состоятельных людей и состоятельные заведения не могли обойти стороной любители поживиться чужим добром — воры и разбойники. Даже на святое – на имущество церкви они позарились: в Бердском остроге одной из первых построек был небольшой деревянный храм, освящённый в честь Сретения Господня. О краже из храма сообщалось в номере 34 «Томских губернских ведомостей», вышедшем в 1884 году:
«В селе Берском в ночь на 17 сентября украдено из церкви более 50 рублей кредитными билетами. В краже заподозрен колыванский мещанин Семён Щербаков».
Из следующего объявления в этой же газете узнаём, что в Барнаульском округе в селе Берском 26 мая 1884 года у колыванского купца Кирилла Кривцова «от неизвестной причины сгорел дом со всеми прислугами; убытку понесено на 2500 рублей». И годом позже это же издание сообщает ещё об одном несчастии, постигшем вышеупомянутого купца:
«В деревне Атамановой Бердской волости в ночь на 22 сентября 1885 года учинена кража через взлом замка. Товару и имущества у колыванского купца Кирилла Кривцова украдено на сумму 158 рублей 60 копеек. В краже заподозрены сузунские обыватели Владимир Носиков и крестьяне Антон Ильиных и Степан Щелчанов».
Еженедельник «Сибирская жизнь» тоже пестрил криминальными сводками, в числе которых нередко упоминалось и Бердское, где обворовывали не только взрослых и богатых людей, но и детей. Так, в выпуске №58 от 1905 года сообщается:
«Берскъ, барнаульскаго уѣзда. 3 марта въ нашемъ селеніи выѣздной сессіей томскаго окружнаго суда разбиралось дѣло объ ограбленіи дѣвочки Елизаветы Тарасовой крестьяниномъ села Берскаго Корниліемъ Дрожжевымъ. Дрожжевъ — это гроза мѣстнаго населенія; вся его жизнь — это рядъ крупныхъ и мелкихъ кражъ, за которыя онъ неоднократно былъ судимъ и подвергаемъ наказаніямъ; поэтому къ разбору этого дѣла явилось порядочно публики, въ особенности изъ мѣстныхъ крестьянъ.
…На судебномъ слѣдствіи Дрожжевъ употреблялъ всевозможные способы, чтобы вывернуться изъ этого дѣла, но судъ приговорилъ Дрожжева къ отдачѣ въ исправительныя арестантскія роты на одинъ годъ и десять мѣсяцевъ — съ лишеніемъ особенныхъ правъ и преимуществъ».
Разборки на районе
Статьи про грабежи и воровство чередовались с информацией о куда более жестоких преступлениях. Леденящее душу событие произошло в селе более ста лет назад. Оказывается, молодёжные группировки держали в страхе целые районы не только в 90-х годах прошлого столетия, но и в начале XX века. Банды малолеток в СССР чаще всего дрались «район на район», а сто лет тому назад «чужаков» со своей территории выживали куда более изощрёнными способами.
«Сибирская жизнь», №243 от 2 ноября 1910 года:
«Берскъ раздѣленъ на нѣсколько районныхъ участковъ. Парнямъ одного района ходить въ другой районъ и „заглядываться на дѣвицъ“ не разрѣшается, а то… „ноги перебьёмъ“, „голову свернёмъ“. Такъ грозятся парни другихъ участковъ, защищая свою „территорію“. Съ этимъ не хотѣлъ считаться Василій Барановъ. Ему только 18 лѣтъ, и старинныхъ традицій онъ признавать не хотѣлъ. 1-го октябри взялъ да пошёлъ въ другой районъ. Здѣсь встрѣтили хорошо, какъ гостя. Стали угощать водкой. Потомъ свалили. Одинъ изъ угощавшихъ сѣлъ верхомъ, и другой сталъ выцарапывать глаза. Баранова доставили въ больницу. Вѣки обоихъ глазъ оборваны, лѣвый глазъ выдавленъ, правый вывороченъ. Почти нѣтъ никакой надежды, что будетъ видѣть».
Начали «За здравие»…
Газеты начала XX века удивляют не только описанными в них событиями, но и подачей журналистских материалов. Публикацию корифеи пера могли начать «за здравие» — рассказать, к примеру, о важном культурном событии для всего села Берское, а закончить её «за упокой» — в прямом смысле этого слова.
Вот что написал Георгий В. в своей статье «Спектакль. Самоубийство», опубликованной в номере 170 «Сибирской жизни» 6 августа 1909 года:
«Приятным событиемъ для обывателей и дачниковъ съ Берскаго явился спектакль, данный кружкомъ местной интеллигенціи въ театре при бесплатной библиотекѣ 2 августа.
Шла одна изъ наиболее популярныхъ и хорошихъ современныхъ пьесъ — „Дети Ванюшина“ Найденова.
Какъ въ материальномъ отношеніи, такъ и въ отношеніи исполненія спектакль можно назвать удачнымъ. Публики было очень много, какъ местной, такъ и приехавшей изъ Ново-Николаевска. Сборъ достигъ солидной для маленькаго сельскаго городка суммы — 165 рублей, которые, за покрытіемъ незначительныхъ расходовъ, пойдутъ на улучшеніе сценической обстановки этого театра.
Исполнители же, как видно, приложили все усилия к тому, чтобы „Дети Ванюшина“ прошли так, как нужно. И если некоторые отдельные персонажи (Людмила, отчасти старики Ванюшины) не произвели своей игрой должного впечатления, то все другие играли безукоризненно, а роли девочек — Кати и Ани — были проведены превосходно.
…Къ сожалению, вечеръ былъ омраченъ крайне тяжёлымъ извѣстіемъ о покончившей собой въ с. Бердскомъ дачницы, молодой девушки Р. Г.
Обстоятельства этой тяжёлой драмы крайне загадочны. Покойной было всего лишь 19 летъ, она недавно окончила Иркутскую гимназію и пользоваласьъ популярностью и расположеніемъ знавшихъ её, какъ въ Иркутскѣ, такъ и въ Бердскомъ, какъ девушка умная, красивая, жизнерадостная, хотя несколько эксцентричная и странная.
…Записки никакой покойная не оставила. Остался лишь дневникъ».
А почтальон отстреливался…
Еленой Ивановой собраны и другие интересные факты из старых газет — и о том, что минуло безвозвратно, и об актуальном на сегодняшний день.
Проблемы в здравоохранении: «Снаружи выкрашенная осенью прошлаго года лечебница, а внутри сгнившіе полы и отсутствіе не только лекарствъ, но и даже необходимыхъ перевязочныхъ средствъ. Спиртъ и вату заставляютъ покупать больныхъ».
Защита людей одной из самых опасных профессий — почтальонов: «Вашему Императорскому Величеству всеподданнѣйше доношу, что 12-го августа сего года 5-й роты ввѣреннаго мнѣ полка были командированы для сопровожденія почты, идущей изъ города Ново-Николаевска до города Барнаула, рядовые: вольноопредѣляющійся Александръ Труевцевъ и рядовой Василій Комаровъ».
На почтальонов нападали постоянно, они были людьми неробкого десятка и самоотверженно отбивались от разбойников. Из статьи: «6 неизвѣстныхъ, вооруженныхъ револьверами и ружьями, подвергли обстрѣлу проѣзжавшую почту. Ямщикъ погналъ лошадей во весь карьеръ, почтальонъ г. Горловъ отстрѣливался и одного изъ злоумышленниковъ ранилъ въ руку…».
Продолжение следует…
Алла Борисова, фото предоставлено музеем Бердска
Будьте в курсе всех новостей. Подпишитесь на наш телеграм – https://t.me/svidetel_berdsk.

