16 +  Письмо редактору
9:57, 13 августа 2015

Решается вопрос бердского теплоэнергетического комплекса


Кто возьмёт в концессию бердский теплоэнергетический комплекс? До последнего времени было два соискателя. Но конкурсная комиссия отстранила от дальнейшего участия в коммерческом состязании ООО «Лига». Конкурс объявлен не состоявшимся. Теперь всё по новой?

04-Носов

В концессионном соглашении предусмотрен обязательный возврат муниципалитетом денег концессионеру по окончании срока концессии. Именно столько стоит в денежном выражении весь городской тепловой энергетический комплекс. И это, подчёркиваю, максимальная сумма, которую вправе вложить концессионер.

На вопросы «Свидетеля» отвечает заместитель главы города по ЖКХ Сергей Носов.
– Сергей Анатольевич, насколько известно, «Лига» предложила вложить в развитие теплоэнергетического комплекса Бердска 3 миллиарда 600 миллионов рублей – почти втрое больше, чем её единственный конкурент ООО «Багира-М». Казалось бы, всё замечательно! Почему же этот факт послужил причиной отклонения «Лиги» от дальнейшего участия в конкурсе?
– Чтобы понять логику событий, нужно обратиться к условиям концессионного соглашения.
Замечу, что необходимость сдать КБУ в концессию назрела давно, впервые мы заговорили об этом ещё в 2013 году. Обратились к местным предприятиям, зарекомендовавшим себя на рынке коммунальных услуг, в том числе к руководству ТГК-1: «Будете участвовать в концессии?». Получили положительный ответ, даже в письменном виде. Но потом по какой-то причине они отказались.
Через некоторое время мы всё равно вернулись к теме концессии. Тем более, что президент России прямо призвал передавать грамотным концессионерам неэффективные коммунальные предприятия. Была создана рабочая группа. Через три месяца она положила на стол главе города проект концессионного соглашения. После необходимой доработки этого документа была начата конкурсная процедура.
Я подробно описываю весь ход событий для того, чтобы люди поняли: работа проделана большая. Специалисты скрупулёзно подсчитали: сколько денег должен вложить концессионер в тепловой энергетический комплекс города, чтобы вернуть их в течение 25 лет и чтобы всё это время он обеспечивал город коммунальными ресурсами, подключал к сетям новые объекты и улучшал всю систему, заменяя старые металлические трубы на трубы из материалов нового поколения. Именно так была определена сумма вложений концессионера: 1 миллиард 300 миллионов рублей. По окончании срока концессии муниципалитет обязан вернуть эти деньги. И это максимальная сумма, которую вправе вложить концессионер.
– Но если он вложит больше, что плохого?
– Превышение максимальных значений (ежегодных финансовых вложений), оговорённых в концессионном соглашении, закон не допускает. Руководству «Лиги», кстати, это было письменно разъяснено в областном Управлении федеральной антимонопольной службы. И всё-таки она предложила 3 миллиарда 600 миллионов рублей.
– Почему «Лига» пошла на такой шаг?
– На одном из заседаний комиссии по концессионному соглашению было высказано пожелание, чтобы деньги были вложены пораньше и желательно все сразу. А руководство «Лиги», вероятно, восприняло это пожелание как сигнал к действию: надо воспользоваться моментом, вложить большую сумму в короткий срок – и тогда победа в конкурсе обеспечена.
– И всё же почему закон ограничивает концессионера в тратах?
– Я уже объяснил: по соглашению, он через 25 лет получит назад то, что вложил за все эти годы. У нас произведён расчёт возврата одного миллиарда трёхсот миллионов: такую сумму муниципалитет вернуть сможет. А вот 3,6 миллиарда – не факт, что вернёт. Если же возврата средств в полном объёме не получится, законом предусмотрены два варианта.
Первый: мы предоставляем концессионеру возможность в течение дополнительных двух лет заработать эту сумму и получить прибыль. Но это невозможно: за два года не заработает.
Второй вариант: расплатиться с концессионером имущественным комплексом. Заявит, скажем, он: «Отдайте мне котельную «Новую» – и мы в расчёте», – придётся отдать. Причём достанется ему котельная раза в два дешевле, чем она реально стоит. По-вашему, приемлемый вариант?
 – Зато население четверть века будет ходить довольное.
– Не факт. При столь крупных финансовых вложениях вполне возможен рост тарифов, значительно превышающий общероссийский средний уровень. Зачем людям такая концессия?
Вот почему комиссия отклонила «Лигу» от дальнейшего участия в конкурсе. А поскольку остался всего лишь один претендент – ООО «Багира-М», конкурс признан не состоявшимся.
Согласно новому постановлению городской администрации, до 20 августа комиссия по концессионному соглашению должна заслушать оставшегося соискателя, причём с участием основных кредиторов Комбината бытовых услуг. И принять решение: рекомендовать главе города заключить с этим соискателем соглашение либо не заключать его по каким-то причинам (скажем, если он не сможет показать свою состоятельность).
Тут есть нюанс: глава города может не согласиться с рекомендацией комиссии заключить концессионное соглашение с претендентом. А вот с рекомендацией не заключать он согласится стопроцентно. И тогда мы вернёмся к исходной точке: все процедуры начнутся по новой.
– А что намерена предпринять «Лига»?
– А «Лига» уже подала жалобу в областное управление Федеральной антимонопольной службы.
– То есть заседание комиссии, где будут выработаны рекомендации главе города, не может состояться до того, как УФАС примет решение по «Лиге»?
– Совершенно верно.
– Если её претензии в УФАС будут признаны справедливыми, что тогда?
– Тогда вновь придётся запускать конкурс с двумя участниками – «Лигой» и «Багирой-М».
– И «Лига», учтя свою роковую ошибку, подкорректирует заявленную сумму вложений, понизив её до приемлемой, и выиграет конкурс?
– Подкорректировать не получится – закон не позволяет. И ещё: если превышение «Лигой» максимальных значений единожды уже было признано нарушением, причём признано именно областным управлением Федеральной антимонопольной службы, то вряд ли УФАС при рассмотрении жалобы изменит своё же мнение на противоположное. Так что «Лига», судя по всему, выбыла из конкурса безвозвратно. Значит, где-то в сентябре концессионер определится официально и окончательно.
Фото Наталии ЗАДОРИНОЙ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2023 Свидетель
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru