Общежитие в Бердске по улице Герцена находится в аварийном состоянии и состоит на контроле управления ГО и ЧС.
«У нас в общаге – просто кошмар! Придите, посмотрите, что тут творится. Домофон год просим установить, никто не шевелится. Может, после вмешательства СМИ власти города и управляющая компания обратят на нас внимание?» – так говорили молодые парни, живущие в общежитии на улице Герцена, 17, пару недель назад, когда я оказалась в этом доме во время рейда со службой «Скорой помощи».
Назад – в сорок пятый
– Ха, веселуха! Смотри: «Консультационный центр по вопросам зависимого поведения – алкоголизм, наркомания». Это специально типа в общаге разместили, чтоб точняк без работы не остаться, – шуткуют два парня, заходя в общежитие с двумя трешками пива. – Слышь, а тут, по ходу, спасать-то уже и некого – апокалипсис.
Плетусь следом вверх по лестнице, пытаясь подобрать свое определение увиденному. Нет, на конец света не похоже. Кто-то сильно влюбленный размашисто на пол-стены черным по синему написал: «Ты мне нужна!» Любовь здесь точно живет, значит и люди остались. А вот еще одна надпись: «Спасибо деду за Победу». Точно! Дом – как после бомбежки.
– Что стены черные, так это пожар был, – говорит девушка лет тридцати, лихо орудуя шваброй по общему коридору. – Вернулся тут один из тюрьмы, приревновал свою женщину, ну и разжег костер прямо посередине комнаты. Стены рушатся, потому что ремонта сто лет не видели. Здесь же, в основном, квартиранты живут, владельцы давно уже сбежали. Ни тем, ни другим ничего не надо. Я в своем крыле вечно одна за всех полы драю, а эти…
– Ну а на кой мне ремонт тут делать? – вступает в полемику паренёк, увидев жест женщины в свою сторону. – Я бабло плачу – 6 тысяч в месяц, еще и ремонтами заниматься должен? Туалеты «убитые», горячая вода только в душе, раковины бегут. Я даже моюсь на работе – здесь боюсь, потому что потолки зеленые, кирпичи торчат, того и жди, что на голову свалится. А еще запросто может прилететь «в дыню» чьим-то кулаком. Каждый вечер пьянки, маты, драки… Скорее бы свалить отсюда, да возможности пока нет. Мы квартиранты, люди незаинтересованные, пусть хозяева ремонтируют. Они же через пару лет даже сдавать комнаты не смогут, кто сюда жить-то пойдет?
Татьяна – собственница. Она утверждает, что владельцы комнат неоднократно собирались, обговаривали ситуацию и даже подумывали сделать косметический ремонт, но прежде нужно крышу залатать и трубы заменить.
– Эта работа нам не по карману, а с управляющей компании «Гурман» взятки гладки. Говорят, из-за огромных долгов по коммуналке ремонты делать не на что. Хотя, если честно, злостных неплательщиков у нас и в самом деле полно, контингент такой живет – не приведи господь. УК тоже понять можно.
Интересная штука получается. По утверждениям самих же жильцов, большинство комнат в общежитии владельцы сдают квартирантам. Каждый месяц те исправно отстегивают хозяевам по 6-7 тысяч рублей, квартплата – около двух. Почему они не платят? Почему управляющая компания «Гурман» не выбивает долги? Что предпринимает администрация города? Как известно, городу принадлежит около 9% общедомовых площадей, которые они по договору социального найма сдают в аренду горожанам.
Будем расставаться
– Не знаю, почему прежним руководством «Гурмана» было принято решение взять это общежитие на обслуживание, – говорит руководитель УК «Гурман» Михаил Перфилов. – Дом требует серьезных вложений на ремонт строительных конструкций, одна несущая балка в подвале просто вываливается. Общежитие находится в аварийном состоянии и состоит на контроле ГО и ЧС. В здании необходима полная замены системы коммуникаций, бежит вода, нечистоты…
– Зловоние ужасное, но оно не угрожает жизни людей. Не случится у нас трагедии, как в Нижнем Новгороде, где в апреле этого года рухнула часть пятиэтажного дома?
– Балку мы укрепили, она точно не рухнет, опасности нет. Но она требует восстановления. Какие-то работы мы в доме ведём, но того объёма финансирования, который собственники определили для ремонта, крайне недостаточно, чтобы привести здание в идеальное состояние.
– Тут не до идеала, хотя бы необходимое сделать…
– Попытки провести собрание, выбрать совет дома, обговорить объем финансирования, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, тщетны. Мы хотим отказаться от этого дома. Если по другим общежитиям у нас видна какая-то положительная динамика, то здесь – никаких перспектив. Единственное, мы совместно с муниципалитетом разработали годовой план мероприятий. Главные пункты в плане – организация пропускного режима и гашение финансовой задолженности по дому.
Домофон проблемы не решит – через месяц дверь сломают, а дальше – опять по кругу: пьянки, драки.
В доме 35 по улице Попова скоро начнёт работать охранное предприятие, которое сможет навести порядок. Жители согласились доплачивать за свою безопасность и покой. Это им обойдется в 850 тысяч рублей в год – примерно около 400 рублей с каждой комнаты. То же самое можно сделать на Герцена, 17, но мы на собрание людей созвать не можем!
Что касается долга, мы сдвинулись с мертвой точки, отключаем злостным неплательщикам свет. 80-90% из них начали платить.
На эти средства мы подготовим дом к отопительному сезону, чтобы зимой трубы не перемерзли. А потом, скорее всего, откажемся от общежития. Я не вижу механизмов, чтобы привести дом в порядок.
– Ваши прогнозы, что дальше будет с ним?
– Сказать, что завтра он развалится, не могу – стены там крепкие. Но жить через пару лет там будет просто невозможно.
– Там и сейчас жить невозможно.
– Пока там еще есть вода, отопление, худо-бедно работает канализация. Но если не принять кардинальных мер, все закончится плачевно.
Нужно добиваться включения дома в программы целевого финансирования работ по капитальному ремонту. Это может быть софинансирование, в котором примут участие собственники, муниципалитет, будут задействованы средства областного и федерального бюджета.
Ремонт за счёт бюджета? Реально!
Очень хотелось спросить специалистов жилищного отдела администрации, пытались ли они найти подходящие программы, пробовали ль что-то сделать, чтобы этот дом попал в них, но с нами разговаривать на эту тему в мэрии категорически отказались. По словам жильцов общежития, они тоже в администрацию «челом бить». С ними разговаривали. Вернее, руками разводили.
Может, оттого люди и перестали ходить на собрания, может, они не верят, что что-то можно изменить? Да, много здесь пьяниц и дебоширов, но и неравнодушных, готовых что-то менять тоже немало. Один из них, Евгений, рассказал:
– Надоело жить в грязи, скинулись с соседями по 200 рублей, сделали в коридоре и душевой косметический ремонт. У нас в шняге (так жители общежития называют свой дом – авт.) многие за один вечер пропивают гораздо больше. Теперь в нашей секции все чистенько и аккуратно.
Было бы неплохо, чтобы вот такие, пока еще неравнодушные люди взялись за дело всерьез, как, к примеру, пенсионерка из Новосибирска Лидия Носырева. Она настаивала на том, чтобы бывший наймодатель (мэрия города или завод имени Чкалова, на балансе которого до 1999 года стоял дом) капитально отремонтировал её приватизированную квартиру.
Иск не был лишен законных оснований: в октябре 2007-го в России появился документ за подписью председателя совета по гражданским делам Судебной коллегии Верховного суда РФ Виктора Кнышева “Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года”. Он содержит более чем интересную информацию для всех россиян, живущих в домах, которые власть не ремонтировала десятилетиями. Верховный суд пришел к выводу: “Обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства”.
Проще говоря, если городские власти должны были сделать капремонт в вашем доме еще в 1990-х годах, то они должны (!) выполнить собственные обязательства, даже если квартиры уже приватизированы. И только потом вся ответственность за содержание жилья ложится на нового собственника.
Пенсионерка из Новосибирска, как писала тогда «Российская газета», первая в России смогла создать прецедент. Луч в “темном царстве” ЖКХ блеснул для всех россиян, еще не приватизировавших квартиры: они имеют право требовать от муниципалитета-наймодателя капремонт, если их квартиры в этом нуждаются, да и те, кто уже приватизировал жильё, могут побороться.
Наверняка в общежитии на Герцена, 17 никакие ремонты не проводились. Так что у людей, если они постараются, есть реальный шанс за счет бюджета отремонтировать злополучный дом.
Фото автора