18 +  Письмо редактору
9:04, 05 июня 2016

Единая валюта сто лет назад


Бердские купцы провинциалами себя не считали: свободно разъезжали по европейским столицам.Вернувшись из такого заграничного вояжа, скотопромышленник Евграф Акомшилов подарил своей двенадцатилетней дочери Ольге красивую шкатулку с серебряными монетами. Девочка удивилась: монеты в шкатулке были из разных стран, но одинакового диаметра и веса. Почему?

Купец и сам толком не мог объяснить, почему. Рассказал только своим домашним, что деньги ему пришлось менять всего один раз: в московском банке. Там ему предложили поменять российские рубли на французские франки и рассказали подробнее. Евграф Акомшилов засомневался: «Пока доберусь до Парижа, придётся проехать добрый десяток разных стран, и в каждой своя валюта». Но ему объяснили, что в каждой из этих стран охотно примут в качестве платёжного средства французские франки. Да и не только франки – любую другую валюту, если она выпущена в стране, входящей в Латинский монетный союз. А входит в него, почитай, вся Европа.

Так оно и вышло. В какую бы страну ни въехал Евграф Семёнович – в Германию, Австро-Венгрию, Румынию, Болгарию, Бельгию, Швейцарию – всюду в государственных кассах ему без проволочек обменивали французские франки на местные деньги. Причём без ограничений и по курсу «один к одному». И в ценах он, благодаря этому, ориентировался без труда. И легко мог определить, в какой стране они выше, а в какой – ниже.

В своих воспоминаниях об этом факте, поразившем детское воображение, впоследствии упомянула Анна Ерофеева, «ходившая» за купеческой дочерью Ольгой. Не раз довелось ей держать в руках монеты из шкатулки. И рассуждения купца о его заграничных покупках она тоже слышала не раз.

Если, скажем, кружевная комбинация для любимой супруги в Австрии стоила 20 крон, говорил купец, а в Греции 15 драхм, то, ясное дело, в Греции и надо было брать: на пять «условных единиц» она была там дешевле, ибо крона по цене своей была абсолютно идентична лепте. Так же, как леву, лею или песете. Очень удобно!

Анна Николаевна, прожившая потом жизнь, полную тягот, вспоминала историю о монетах, как сказку. К концу жизни даже начала сомневаться, не выдумал ли всё это Евграф Семёнович.

… А много лет спустя на месте затопленного Бердска мальчишки нашли горстку иностранных монеток. И тоже очень удивлялись: откуда они здесь? Какой-нибудь купец сохранил? Зачем? Лучше бы копил российские рубли. А между тем…

Задолго до евро

Латинский монетный союз был создан в декабре 1865 года. Первоначально в него вошли четыре государства: Франция, Италия, Бельгия и Швейцария. Три года спустя к нему примкнула Греция. Целью создания союза было объединение монетных систем этих стран.

Почему монет, а не купюр? Да потому что основой и фундаментом денежной системы любого из государств в то время были монеты из благородных металлов, бумажные же деньги имели ценность лишь постольку, поскольку они были обеспечены золотом и серебром. Но так как ассигнации определённого номинала стран Латинского монетного союза в равной степени были обеспечены драгоценными металлами, они также были идентичны по ценности, их без ограничений обменивали в государственных кассах на местную валюту по курсу «один к одному».

Удобство обращения в разных странах одинаковой монеты было настолько очевидно, что и другие европейские государства, формально не вошедшие в Латинский монетный союз, всё-таки «подогнали» свои монетные системы к латинской, и монеты из благородных металлов стали чеканить того же веса и пробы, что и монеты тех же номиналов Латинского монетного союза.

С 1871 года монеты, идентичные латинским, стали чеканить Австро-Венгрия и Испания, с 1879 года – Румыния и Сербия, с 1880-го – Болгария… Не остались в стороне от этого почина карликовые европейские государства: Андорра, Сан-Марино, Монако, Люксембург. Вес и проба, скажем, люксембургского серебряного франка стали абсолютно идентичны весу лиры, лепты или песеты. Даже Великобритания, всегда остававшаяся в стороне от континентальных инициатив, оценила преимущества латинской унификации и приравняла по весу и пробе к франку, лею или лепте свой шиллинг. Даже далёкие Боливия и Венесуэла на американском континенте приравняли к этим денежным единицам свои валюты!

# А что же Российская империя? Она-то как раз в Латинский монетный союз не вошла: особый путь и всё такое. # Наши золотые пять и десять рублей соответствовали двадцати и сорока франкам, серебряный рубль, соответственно, четырём франкам, полтинник – двум франкам.

Исключения составляла Финляндии, входившая в то время в состав Российской Империи. Монеты для неё чеканились свои – серебряные марки и медные пенни. При этом марки были тех же диаметра, веса и пробы, что и монеты одинакового с ней номинала Латинского монетного союза. Иными словами, одна финская марка была равна одному франку, лире и другим латинским валютам.

… С момента создания Латинского монетного союза было оговорено, что существовать ему до 1880 года. Но если за год до наступления этой даты он не окажется, в силу каких либо причин, ликвидирован, то срок его действия продлится ещё на 15 лет, потом ещё на 15 – и так далее.

Проблем было немало: в отдельные периоды – обесценивание золота и «вымывание» из обращения в связи с этим серебряной монеты; в другие годы – обесценивание серебра; «порча» (уменьшение содержания драгоценного металла) монеты отдельными его членами. Бельгия несколько раз выходила из Латинского монетного союза и вновь в него возвращалась.

Тем не менее, Латинский монетный союз просуществовал до начала Первой мировой войны и пережил её. Уже после её окончания к нему неформально присоединились только что ставшие независимыми Албания, Венгрия, Югославия и Латвия. Официально распущен Латинский монетный союз 1 января 1927 года.

О временах Латинского монетного союза сегодня напоминают лишь монеты одинакового номинала и веса в коллекциях нумизматов. Но преимущества его были настолько очевидны, что с тех пор Европа неоднократно пыталась повторить этот опыт. В конце 70-х годов XX была предпринята попытка перехода западноевропейских стран на единую валюту – экю. Она закончилась неудачей, но спустя 20 лет к идее вновь вернулись: практически вся Европа перешла на евро.

Справка. После создания Латинского монетного союза его члены ориентировались на пробу и вес французских монет из драгоценных металлов. Монету достоинством 20 франков чеканили из золота 900-й пробы, она имела вес 6,45 грамма. Монету 5 франков чеканили из серебра 900-й пробы, она весила 25 граммов. Монету 1 франк чеканили из серебра 835-й пробы, она весила 5 граммов. Соответственно, той же пробы и веса были идентичного номинала монеты других стран Латинского союза. Английский шиллинг также весил 5 граммов и чеканился из серебра 835-й пробы. А вот германская марка была подороже: 5,5 грамма из серебра 900-й пробы.

В 1908 году Греция была исключена из Латинского монетного союза за тайное уменьшение доли золота и серебра в монетах. Но в 1910 году её восстановили в союзе, так как она прекратила махинации с содержанием драгоценных металлов в монетах.

А как у нас?

В Российской империи чеканили золотые монеты следующих номиналов: 5 рублей, 7,5 рубля, 10 рублей, 15 рублей. Серебряные монеты 900-й пробы: 1 рубль и 50 копеек. Серебряные монеты 500-й пробы: 5 копеек, 10 копеек, 15 копеек и 20 копеек. Впрочем, большинство пятачков чеканили всё-таки из меди. А в 1902 году, в знак дружбы России с Францией, была выпущена удивительная золотая монета с двумя номиналами: 37,5 рубля или 100 франков.

Нашим землякам позапрошлого века, отправляясь за границу, не нужно было изучать курс валют, высчитывать соотношение, скажем, франков, на который они ещё в России меняли рубли, и английских шиллингов. Впрочем, рубль был дороже и франка, и марки, и шиллинга.

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Лариса:

    Очень интересно!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Свидетель
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru