Тому, кто ленится посещать стоматолога, не избежать знакомства с ортопедом. Причём кто больше ленится, тому раньше потребуется протезирование.
На вопросы «Свидетеля» отвечает Владимир Остапенко, заведующий зубопротезным отделением стоматологической больницы ЦГБ, стоматолог-ортопед с 37-летним стажем.
У дверей зубопротезного кабинета всегда большая очередь.
— Владимир Степанович, что нужно делать, чтобы не попасть к вам в кресло в качестве пациента?
— Рекомендации простые: профилактика с самого детства. Зубы нужно полоскать после каждого приёма пищи, а чистить — не реже двух раз в сутки и не меньше двух минут. Придерживаться здорового питания. Как минимум, два раза в год ходить на приём к стоматологу. Исключить вредные привычки, особенно курение.
— То есть если соблюдать всё это, риск оказаться в вашем кабинете минимальный? Почему же у вас так много пациентов?
— Боятся! Боятся люди идти к стоматологу, когда зуб ещё можно вылечить. А в острой стадии сразу идут на удаление.
— С советских времён у людей на генетическом уровне остались воспоминания, насколько это неприятно и больно – зубы лечить.
— Сегодня столько различных анестетиков местного обезболивания, которые не причиняют никакого вреда пациенту, что лечение зубов стало процессом абсолютно безболезненным.
— Следовательно, это не фантазия — остаться при своих зубах до глубокой старости?
— К сожалению, не всем такое удаётся. Во многих случаях зубы приходится удалять из-за различных заболеваний. Эндокринные заболевания – и в первую очередь, сахарный диабет – не регулируются стоматологами. А молодёжь теряет зубы по причине травм: автомобильных, бытовых.
— Сколько у нас вообще горожан, которым нужна неотложная помощь стоматологов?
— Если брать по Бердску, то у 80% населения зубы находятся в запущенном состоянии. Что касается протезирования зубов, то в нём нуждается большинство бердчан старше 50 лет. И примерно 30% молодёжи.
Мы у себя в отделении протезируем в среднем 1 800 человек в год. Из них примерно 350 человек – по программе льготного протезирования. В эту программу входят четыре категории граждан: ветераны труда Российской Федерации, ветераны труда Новосибирской области, реабилитированные и труженики тыла. Этим категориям мы протезируем зубы бесплатно.
— А остальным — за деньги? Велики ли расценки?
— Цены у нас на треть и даже на половину ниже, чем в частных стоматологических клиниках.
— Что вы можете предложить человеку, сидящему перед дверями вашего кабинета? В прежние времена, помнится, выбор был невелик: те, кто победнее, вставляли себе железные зубы; кто побогаче – золотые, изготовленные из хранившихся на такой случай в загашнике царских червонцев. Улыбнулся – и сразу показал уровень своего благосостояния.
— Сейчас развита эстетическая стоматология. И у нас, ортопедов, две основных задачи. Первая – восстановить у пациента жевательную функцию. Вторая – чтобы это восстановление было эстетично. Повреждённый зуб сегодня можно восстановить без коронки, посредством цветовой пломбы. Металлокерамика, съёмные протезы с хорошими зубами, неотличимыми от настоящих – всё, что угодно, были бы деньги.
Сегодня существуют уникальные технологии, позволяющие восстановить утраченные зубы быстро и максимально комфортно для пациента. Например, базальная имплантация зубов: http://my-ort.ru/implantatsiya-zubov/bazalnaya-implantatsiya-zubov/.
— Следовательно, железные зубы безвозвратно канули в прошлое?
— Нет, их всё ещё ставят. Может человек оплатить металлокерамику – поставим металлокерамику. Не может – поставим железные.
— Какие-то новинки для пациентов готовите?
— После переезда на новое место будем запускать аппарат технического литья для изготовления ещё более качественных съёмных протезов. Пока мы не работаем с имплантами, но в планах имеем в виду и это направление. С зубными корнями сегодня работаем на 300% больше, чем десять лет назад. Вставляем в корень зуба культевую вкладку – и зуб восстанавливается.
— А бывают случаи, когда человек приходит к вам, просит: Помогите!» — а вы только руками разводите: «Процесс запущен настолько, что ничем помочь не можем»?
— Даже если у пациента не осталось ни одного зуба, всё равно поможем: поставим съёмные протезы, и с ними ему будет комфортно.
— Если сравнить вашу работу здесь с работой в частных стоматологических клиниках, то в чём основная разница?
— У нас нормативные показатели: время на одного пациента ограничено 30 минутами. А в частной клинике с одним пациентом могут и два часа работать. Поэтому многие стоматологи от нас уходят в частную медицину, не выдерживают такого напряжённого ритма работы. Здесь остаются наиболее выносливые и трудоспособные.
Сложный случай
Отвечая на вопрос о самом сложном случае за 37 лет практики, доктор Остапенко рассказал такую историю.
Был случай, когда к нам поступил пациент с челюстно-лицевой травмой. Ему пилой – точнее, обрезным диском – разорвало всё лицо, всю челюсть раздробило. Восстанавливали мы его вместе с хирургами. Восстановили! Но сейчас таких операций мы больше не делаем: сегодня такими травмами занимаются специализированные клиники.
Разному возрасту — разная паста
Владимир Остапенко посоветовал, какой пасте для чистки зубов отдать предпочтение.
Крупнодисперсные зубные пасты – явный абразив, их надо применять с осторожностью. Не следует также увлекаться зубными пастами с отбеливающим эффектом: тоже абразив, стирающий зубную эмаль.
Зубные пасты бывают разных типов: есть лечебно-профилактические, гигиенические, детские. И для разных возрастов наиболее приемлемы разные пасты. Людям молодым, у которых зубы подвержены поражениям, полезно применять зубные пасты со фтором. Для пожилых лучше подойдут лечебные пасты с прополисом, с различными травами. Можно зубные пасты чередовать.
Целесообразно перед тем, как начать применять ту или иную пасту, внимательно изучить описание на коробочке. А ещё лучше — проконсультироваться относительно её свойств у стоматолога.
Фото автора