Татьяна Черникова — кандидат биологических наук и туристка, палатка ей милее, чем просторная квартира. 27 сентября — день туризма.
Татьяна — кандидат биологический наук. Она уверяет, что выбор профессии был во многом обусловлен возможностью ездить в экспедиции в горы. А горы в жизни Тани были всегда — её родители познакомились в походе и таскали за собой малышку с ранних лет.
– Одно из первых детских воспоминаний: я сижу на папином рюкзаке и стучу по нему плюшевым медведем. Не представляю свою жизнь без палаток: с детства походы с родителями, потом – туристический клуб в университете. На одном из туристических слётов в студенческие годы меня не оставляло чувство дежа вю. Когда я приехала домой и рассказала об этом папе, он долго смеялся: «Да ты и в самом деле там уже была – в трехлетнем возрасте. На этом слете ты своего мишку и потеряла». В ноябре студенты традиционно ходили до Пихтового гребня (самая высокая точка Новосибирской области). Во время нашего первого ноябрьского похода мы заблудились и три дня бродили по тайге, если бы не егеря, то неизвестно, чем закончилось бы дело.
«Все мы немного тронутые»
Так что же заставляет людей идти в горы? Работать весь год, чтобы купить снаряжение, которое потом придется на себе же тащить вверх. Спать в палатках, безо всяких благ цивилизации, терпеть тяготы и невзгоды… Зачем?
– Наверное, у каждого будет свой ответ на этот вопрос, поэтому скажу о себе: это стиль жизнь. Школьные подруги меня не понимают: «Ты больная? Ты спишь в палатке, там же даже горячей воды нет!» Но ведь все мы немного тронутые: кто-то в шахматы играет, кто-то на дачу рвется. Но на даче никогда не получишь такого единения с природой. Когда я в походе — неважно, в экспедиции ли, в горах ли с рюкзаком, в автомобильной ли поездке с семьей — у меня есть ощущение жизни. В городе дела, работа, какие-то обязанности… И все это – словно в какой-то пелене. А в походе все чувства обостряются. Ты осознанно проживаешь каждый миг, живешь здесь и сейчас: просто если думать о чем-то другом, велика вероятность погибнуть. Тебе постоянно холодно, на тебя что-то капает сверху – и в это время ты ощущаешь каждую свою клеточку, ты живешь. Меня привлекает именно это. И это не адреналин, просто в горах четко осознаешь хрупкость человеческой жизни, понимаешь, что ты никто, – объясняет Таня.
– Однажды от одного из туристов я услышала фразу: «Раньше я ходил в горы, чтобы проверить себя, сейчас — чтобы проверить других». Я не могу сказать, что хожу проверять себя или кого-то, но доля истины здесь велика.
…Алтай. Идем вдоль пологого, поросшего травой склона высотой с девятиэтажку. Дождь. Трава намокла, ноги скользят. Мы разбились на пары, чтобы страховать друг друга. Вдруг одна из девушек спотыкается и стремительно съезжает вниз, безуспешно пытаясь тормозить себя руками. Напарница же перешагивает через нее и идёт дальше. Позже она объяснила это тем, что, могла бы поскользнуться сама, подай она руку упавшей. Я бросаю рюкзак и мчусь на выручку. Всё закончилось хорошо, только вот с напарницей этой девчонки я в походы больше не ходила…
Качественное термобелье из современных материалов защитит вас от холода и сырости в любых погодных условиях. Настоящий турист знает, что правильная подготовка к походу – залог успеха! Термобелье от Extremstyle для мужчин и женщин можно купить в интернет-магазине Экстрем Стайл в Киеве, Харькове и Одессе.
Ветер, дождь и нечищенные зубы
– Для меня единственное неудобство — это тяжелый рюкзак. А что касается бытовых вещей… В зимних походах того, кто начинает чистить зубы, могут даже побить! Есть «примета»: почистишь зубы — будет холодно. На самом деле, есть физиологическое обоснование: лицо вырабатывает кожный жир, защищающий кожу. Если на морозе постоянно смывать естественную смазку, то лицо просто-напросто обветрится. Но молодежи проще сказать, что это примета.
Кстати, зимние походы я люблю больше других, потому что они самые теплые. Нет дождя, а значит вещи всегда сухие. С собой печка, на стоянку встаем рано, потому что быстро темнеет. Я всегда носила печку, потому что она легкая, складная, и в рюкзак, кроме твоих вещей и печки, больше ничего не войдет. Самое трудное — носить палатку. Ее носят герои.
Большинство самых веселых историй тоже связаны с зимними походами. К примеру, если забыть подышать на ложку, то к ней непременно прилипнет язык.
У паренька как-то сломалась лыжа, он к руководителю: что делать? А тот возьми и пошути: мол, сломай и вторую так же. Парень, не долго думая, берет топор и обрубает вторую лыжу. Остаток похода он прошел по пояс в снегу. Другой парнишка жаловался: «Лыжи не едут!» Дядь Серёжа, руководитель, порекомендовал ему сделать лыжам «уринотерапию». Лыжи действительно стали скользить, но скользили они «туда-сюда», и горе-лыжник вообще не могу никуда на них идти.
Горы не для всех
– Как-то не леднике мне пришлось доставать парня, который провалился куда-то — видимо, в ущелье, засыпанное снегом. Он на моих глазах проваливается все глубже и глубже, а я понимаю, что если подойду ближе, то провалюсь тоже. Падаю на живот, протягиваю ему ледоруб и истошно зову на помощь. Вытащили парня. Кто бы что вам ни говорил, горы — это опасно.
– У моего друга однажды погиб напарник. На большой высоте у неподготовленных людей часто начинается горная болезнь: головокружение, дурнота, тошнота и изменение сознания. Парень промаялся с горной болезнью сутки, а на очередном подъеме просто взял и отстегнул страховку. Все видели, как он «ушел» вниз, но никто ничего не мог сделать.
Очень важно понимать, с кем ты идешь в горы, и никогда не доверять тем, кто гарантирует стопроцентную безопасность. Такого не бывает, и большинство трагедий зачастую связаны с тем, что люди недооценивают ситуацию.
Но я никогда не понимала тех, кто лезет в пещеры. Сутками находиться в кромешной тьме двухмерного пространства, теряться во времени, ползти на животе по «шкуродерам», соскребать иней со стен, чтобы добыть питьевой воды. При этом температура там +5 градусов. В пещерах часто встречаются природные аномалии, у людей случаются видения… Когда после такого похода я вышла наконец наружу, то была поражена красотой окружающего мира, яркостью красок, ароматами. Спелеотуристы тогда сказали мне, что ради этих ощущений они и спускаются в пещеры.
Работа в палатке
– Я ботаник, диссертацию защитила на природном материале Алтая. Сейчас я занимаюсь высокогорной растительностью: мы прилетаем туда на вертолете и делаем описания.
Можно подумать, что все давно изучено, но это далеко не так: белых пятен на карте Земли достаточно, есть много мест, где нога специалиста еще не ступала. Наша лаборатория изучала растительность Тувы, сейчас переключилась на Хакассию. Когда я отправилась в свою первую экспедицию, то поразила всю группу тем, что взяла минимум вещей: я опытный походник, знаю, как упаковать рюкзак, знаю, что брать нужно минимум вещей. Мысль о том, что можно взять всё, что хочется, и загрузить это в машину, мне даже в голову не пришла. Другое открытие: в экспедиции я очень сильно устаю. В походе я отдыхаю, а в экспедиции — работаю, мозг постоянно занят. И так — целый месяц, без выходных.
Туризм и дети
– Если ваш ребенок увлекается туризмом, это счастье.
Не нужно бояться, что в походе его «научат плохому»: туристы не пьют и не курят. Ребенок становится самостоятельным, ответственным. Он будет знать, что такое топор и пила, какие грибы можно есть, а какие нет. Походы учат правильно контактировать мальчиков с девочками. Единственная проблема для девочки — встретить потом настоящего мужчину, потому что очень быстро приходит понимание того, что тебя окружают слабые мужчины, не способные ни на что. Кроме, разумеется, тех, с кем ты ходишь в походы.
Дети становятся более открыты природе, у девчонок нет маниакального желания все время краситься, потому что в походе открывается совершенно другая красота. Если ты упал, тебе помогут, и неважно, какое у тебя лицо. Меняется отношение к людям. Там зарождается настоящая дружба. Мы до сих пор дружим с теми, с кем ходили в горы. То же самое я могу сказать о своих родителях: они уже давно не ходят в походы, но собираются с друзьями и общаются до сих пор.
Сама я в горы уже не хожу – у меня двое маленьких детей. Мы с семьей теперь больше предпочитаем автомобильный туризм: в этом году мы на своем автомобиле объехали всю Бурятию, бывали в Хакассии и в Туве, несколько лет назад побывали с мужем в Гималаях.
Фото из архива Татьяны Черниковой