Житель дома №12А по улице Ленина забрался на чердак своего дома и обомлел от увиденного.
По его словам, он обнаружил там «миллион мокриц, а также множество трупов голубей и отвратительный запах». В доказательство чего и предоставил редакции фотографии и даже видеосюжет.
Этот дом находится в управлении ЖЭУ «Вымпел», входящего в ГК «Вымпел Сервис». Генеральный директор этой группы компаний Николай Яковченко пояснил, что порядок на том чердаке уже наведён.
Однако захламлённых чердаков в многоквартирных домах нашего города немало. Это подтверждает начальник отдела капитального ремонта управления ЖКХ Павел Авдеев: «Много, очень много таких чердаков». И поясняет, что порядок на чердаке (равно как и в подвалах, и в подъездах, и во дворе) должна обеспечивать обслуживающая этот дом управляющая организация. Это определено законом, с неё и спрос.
Но как быть, если управляющая организация к своим обязанностям относится спустя рукава, кто вправе проверить состояние чердака и в случае необходимости призвать к ответу управляющую организацию? Может, управление ЖКХ? Павел Николаевич поясняет: «На дом мы идём только по заявлению жителей. Если житель обратился в УЖКХ с жалобой на захламлённость чердака, мы можем зайти туда с комиссией. Но если даже выявим там какие-то нарушения, управляющей компании можем только пальцем погрозить: нет у нас права применять штрафные санкции».
А у кого такое право есть? Павел Авдеев поясняет: у государственной жилищной инспекции – ГЖИ. В ГЖИ может обратиться любой собственник жилья в многоквартирном доме.
Что ж, обращаюсь туда и я. Старший госинспектор ГЖИ Дмитрий Громов описывает последовательность действий возмущённого состоянием чердака жителя многоквартирного дома.
- Прежде всего, он должен обратиться в свою управляющую организацию (о чём и Павел Авдеев говорил).
- Если управляющая организация бездействует, двигаться дальше – в прокуратуру или ГЖИ. Впрочем, прокуратура всё равно перенаправит его заявление в ГЖИ, так что лучше сразу туда. Но надо иметь в виду, что госинспекторы ГЖИ, дислоцирующиеся в нашем городе на улице Пушкина, 38, с жалобами от населения не работают – у них другие должностные обязанности. Так что с жалобой придётся обращаться в Новосибирск, на улицу Ленина, 1 – где и находится ГЖИ Новосибирской области. Впрочем, совсем не обязательно ехать туда лично: можно эту жалобу по простой или электронной почте отправить.
Ну, отправили – что дальше? А дальше, поясняет Дмитрий Громов, будет проведена проверка. И в случае, если будут установлены какие-то нарушения, в отношении виновного (в данном случае, управляющей организации) будет возбуждено дело об административном правонарушении и выдано предписание об устранении этого нарушения с контрольным сроком. Потом – контрольная проверка.
Ну, скажем, прошла эта контрольная проверка, установила, что на чердаке по-прежнему конь не валялся. Что тогда? Тогда, поясняет старший госинспектор ГЖИ, вновь возбуждается дело об административном правонарушении, составляется протокол, а материалы этого дела передаются в мировой суд для рассмотрения всех обстоятельств. А мировой судья вправе применить штрафные санкции, причём штрафы эти достаточно серьёзны и исчисляются для должностных лиц десятками тысяч, а для юридических лиц сотнями рублей. Кстати, в мировой суд материалы передаются ГЖИ и при первом возбуждении дела об административном правонарушении, и уже тогда мировой суд применяет штрафные санкции.
Вроде бы вполне действенные меры. Почему же тогда чердаки иных многоквартирных домов пребывают, скажем прямо, в отвратительном состоянии? Да потому что никто этого безобразия не видит. Простой житель многоквартирного дома не имеет права лезть на чердак, да и путь туда, как правило, для него преграждён навесным замком. А управление ЖКХ, как уже было сказано выше, может снарядить комиссию на чердак только в случае поступления жалобы от этого самого жителя – которому (вот заколдованный круг!) дорога на чердак заказана. Кто же сможет увидеть, что творится на чердаке? Провайдеры только – но им-то как раз всё до лампочки, и сами они бардак только усугубляют, хаотически раскидывая по всему чердаку паутину проводов.
Правда, раз в году среди руководителей управляющих организаций, чьи дома вошли в программу капитального ремонта, начинается шевеление. Это когда на очередном заседании штаба по прохождению отопительного сезона им напоминают, что перед началом кровельных работ необходимо навести порядок на чердаках – без этого капремонт не начнётся. Помню отчаянный возглас одного из этих руководителей: «Так это сколько десятков тонн мусора мне теперь с чердака спускать и вывозить придётся?». А что творится на чердаках домов, не попавших в программу капитального ремонта, одному Богу известно. Мы туда не попадём и не увидим.
Евгений Спиридонов, фото из архива редакции