Летом нынешнего года принят закон, который существенно сокращает сроки многим осужденным.
Адвокат Бердской коллегии Юрий Миронов пояснил, что теперь день, проведённый в следственном изоляторе, считается за полтора. Однако изменения касаются не всех осужденных. Они распространяются на лиц, которые отбывают наказание в колонии общего режима впервые, совершили преступление небольшой тяжести. Действие закона распространяется на малолетних преступников, женщин и мужчин. У всех не попавших под действие закона день в следственном изоляторе считается за день в колонии, как и прежде.
Однако никто не пересчитывает сроки автоматически. Сейчас люди, которые хотят выйти на свободу досрочно или снять судимость, обращаться в суды по месту жительства и просят изменить срок наказания. Суды удовлетворяют ходатайства, и люди выходят на свободу. Кстати, подобная практика была и раньше. В советское время, в 70-е годы прошлого века, день пребывания в следственном изоляторе считали за два в колонии. Это касалось всех осужденных без учёта режимов.
Вообще, в 2017 года Уголовный кодекс изменялся 13 раз. Однако глобальных изменений нет с 1996 года, когда он был принят. Большая часть изменения касаются наказаний за хозяйственные преступления, терроризм. Уголовно-процессуальный кодекс в 2017 году менялся 17 раз. Его приняли в 2001 году. За эти годы изменились сроки расследования и подсудности дел.
Недавно в районных судах появились суды присяжных. Раньше они действовали только в областных судах. Появился такой зал и в Бердске. Однако пока никто не попросил, чтобы его дело рассмотрели присяжные. Первые дело с участием присяжных в Новосибирской области рассмотрели в Первомайском районе. Заседатели признали подсудимого виновным в убийстве. В итоге 12 октября суд на основании вердикта суда присяжных приговорил убийцу к 10 годам лишения свободы. Об этом сообщила пресс-служба прокуратуры области. Адвокаты советуют своим подзащитным подавать ходатайства о рассмотрении дела присяжными, взвесив все «за» и «против».
Изменения в судебную практику вносят пленумы Верховного суда. Последний пленум Верховного суда предписал: только всестороннее изучив все материалы, суд должен принимать решение об аресте. Следователи часто пишут: у обвиняемого есть связи и по оперативным данным он может скрыться. Однако нередко это голословные заявления. Все данные об оперативных мероприятиях засекречивают. Обвиняемые видят лишь справку, подготовленную на их основании. При этом любой гражданин вправе обжаловать даже материалы под грифом «совершенно секретно».
– Однако наша система правосудия разворачивается не так быстро, как хотелось бы адвокатам и нашим подзащитным, – вздохнул Юрий Константинович.
По данным «Аргументов и фактов» из колоний будут освобождены около 3 тысячи осужденных после перерасчёта сроков наказания. Ещё порядка 10 тысяч осужденных получат сниженные сроки.
Фото Ольги Салий