На детском празднике в Богоявленском храме в день Рождества Христова внимание привлёк темнокожий мужчина со своими смуглыми детьми – явно африканец. Подошёл, познакомился – так и есть. Иосиф к нам приехал из Ганы, и при этом неплохо говорит по-русски.
– Иосиф – это ваше настоящее имя?
– Это имя было дано мне при крещении здесь, в Богоявленском храме. А по документам я – Эрик Адон. Жил в Кумаси – это самый большой город в Гане, но не столица.
– Расскажите немного о Гане, ведь мы ничего о ней не знаем.
– Гана – самая, пожалуй, спокойная страна на африканском континенте с высоким уровнем благосостояния, жить в ней можно вполне благополучно. Граничит Гана тоже с относительно спокойными странами: Буркино-Фасо, Кот-д-Ивуар, Того. Нет в Гане ни гражданских войн, ни этнических конфликтов. Хотя её населяют много различных племён, говорящих на 46-ти языках, однако все живут мирно. В Гане, начиная с 1957 года, когда она стала независимой от Великобритании, было очень много государственных переворотов, но ни один из них не привёл к гражданской войне. У нас очень хорошо работает демократия. А войны не нужны никому.
Устали от холода и плохой погоды? Разбавьте серые будни поездкой во Вьетнам! Отдых в Нячанге – это великолепная возможность насладиться прекрасным курортом, тёплым морем, чистыми пляжами и вкусной едой. Здесь можно заняться дайвингом, поправить своё здоровье лечебными грязями и развлечься на полную катушку.
– Почему же вы перебрались из такой благополучной страны в Сибирь?
– По учёбе. В Гане я уже получил высшее образование, работал преподавателем физики и математики. Но решил получить образование и в России. В Новосибирске у меня были знакомые, они и посоветовали мне учиться здесь. Я знал, что в Сибири очень холодно, но друзья успокоили, сказали – всё не так страшно, как рассказывают. При этом я исходил ещё и из своих финансовых возможностей: учёба в Новосибирске стоит значительно дешевле, чем в Москве или Санкт-Петербурге. В общем, приехал сюда в 2008 году, поступил в НГТУ по специальности «электроэнергетика», поселился в студенческом общежитии.
– С какими представлениями о России вы приехали, и каковы были ваши первые впечатления?
– Представления о России и русских у нас – вообще ужасные! Что в России очень холодно, а люди все злые, эгоистичные. Мама меня образумить пыталась: «Ну куда ты едешь?». И когда я приехал в Новосибирск, сразу заметил одну особенность: в Гане на улицах все люди улыбаются, а в России выражения лиц у прохожих какие-то угрюмые, недовольные. Отсюда и представление, что злые. А когда познакомился поближе, оказалось, что всё наоборот, что русские очень общительны и дружелюбны. Меня это очень впечатлило.
– А погода сибирская впечатлила?
– Я в августе в Новосибирск приехал, было ещё относительно тепло. Ну, думаю, не всё так страшно, жить можно. Но потом осень наступила, затем и зима, сибирские морозы. У меня постоянно из-за этих морозов болела голова, думал, никогда не привыкну, собирался даже назад уехать. Нелегко было привыкать, но привык.
– Откровенный вопрос: дискомфорта из-за цвета кожи не испытывали?
– Было вначале. Когда только приехал, удивлялись люди: ой, это кто к нам пришёл! В общежитии, кроме меня, всего четверо студентов из Африки жили. А потом африканцев стало больше, больше и ещё больше. И не только в НГТУ учатся, и в других вузах тоже. Такое впечатление, что скоро у нас в Африке будет дефицит, все в Новосибирске живут. И я вполне здесь освоился.
– И не только освоились, но и женились?
– Да, с Ксенией, своей будущей женой, я познакомился, когда ещё студентом был.
– Она тоже в НГТУ училась?
– Нет, она работала уже. А познакомились мы с ней через социальные сети «ВКонтакте». Оказалось, она совсем рядом с Новосибирском живёт, в Бердске. Стали встречаться, а четыре года назад и поженились. Двое детей у нас: дочке Елизавете четыре года, сыну Михаилу – два. Вы их видели в воскресной школе Богоявленского храма.
– В этом храме и вы крестились, приняли православную веру. А у себя в Гане к какой конфессии относились?
– Сложный вопрос. Мама моя – католичка, папа был протестантом. Но я, в основном, с дядей вырос, а он был методистом. Вот и я ходил вместе с ним в методистскую церковь. Но мне после окончания высшей школы всё равно было, куда ходить: Бог один.
– А в православии крестились по какой причине: супруга настояла, или в себе ощутили такую потребность?
– Сам в себе ощутил, что должен быть православным.
– И детей, вижу, к церковной жизни приобщаете. А в детский садик водите их?
– Нет, места в детском саду нам не дали, так что детей воспитываем дома. Дочка наша ходит на занятия фигурным катанием.
– Не наказываете детей, либеральны к ним?
– Бывает, и получают, когда провинятся, не без этого.
– А вообще, есть разница между тем, как строятся семейные взаимоотношения у вас в Гане и здесь, в России?
– В Гане если мужчина женится, он сразу же говорит жене: я работаю, а ты сиди дома, воспитывай детей! Потому что глава семьи – муж. А здесь и женщины работают. Впрочем, и в Гане менталитет меняется, и у нас женщины начинают работать.
– А у вас в семье кто главный?
– Я мужчина – значит, я – глава семьи. А женщина становится в семье главной, когда муж ничего не делает. А когда делает – будет главой.
– Вы уже окончили университет. Работаете по специальности?
– Я репетитор, обучаю английскому языку, ведь этот язык – родной для меня. Меня приглашают в разные школы. Выступаю на корпоративах. А по специальности пока не работаю: здесь найти такую работу очень трудно. В Гане другое дело, там я устроился бы по специальности без труда.
– В Гану собираетесь, или намерены навсегда остаться здесь?
– Собираемся съездить. Хочу познакомить Ксению со своими родными, посмотрит, как мы живём. Если ей понравится, там и останемся. Я туда уже ездил год назад на похороны отца, и работу по специальности мне уже предлагали.
– Детей ваших и там будут так же именовать: Михаил и Елизавета?
– Там свои имена дадим. У нас в Гане есть традиционные имена, связанные с тем, в какой день ты родился. Родился в понедельник – Понедельником и будут звать. Я, например, родился в четверг – значит, я Четверг.
– А Ксении, супруге вашей, тоже новое имя дадут?
– Нет. Если только сама захочет, тогда можем днём недели назвать.
– А если она вообще не захочет в Гане остаться? Скажет: возвращаемся назад. Что тогда?
– Значит, вернёмся. Будем жить где-нибудь в Центральной России или вообще в Европе. Но только не в Сибири!
Гана – одна из наиболее экономически развитых стран Западной Африки, занимающая площадь 238 500 квадратных километров, с населением более 28,3 миллиона человек. До 1957 года Гана была колонией Великобритании и называлась Золотой Берег. Столица – Аккра. Официальный язык – английский.
На юге Гана обмывается водами Гвинейского залива, вдоль побережья которого простирается низменная равнина. В центре страны – плато Ашанти, на востоке – южная оконечность горной цепи Атакора. Более половины территории Ганы занимает бассейн реки Вольта.
Климат экваториальный, муссонный, с температурами воздуха 23-27 градусов. Растительность, в основном, высокотравные саванны и саванные леса. Животный мир относительно беден: в саванных лесах редко, но всё ещё можно встретить слонов, в саваннах – львов, леопардов, буйволов, антилоп; в водоёмах – бегемотов.