Что изменилось после этого в работе школ дополнительного образования, объясняют руководители бердких «художки» и «музыкалки».
Переход школ искусств на предпрофессиональное образование — требование законодательства. Напомню, закон «Об образовании» вступил в силу 1 сентября 2013 года. По сути, за замысловатым термином стоит то, что школы искусств теперь официально признаны базовой ступенью образования профессионального. В этом основное отличие нового закона о образовании от предыдущего, который, назвав школы искусств «учреждениями дополнительного образования», по сути, приравнивал их деятельность к кружковой.
Курсы обучения в художественной школе продлены, домашние задания стали обязательными
Образовательные программы существенно изменились, поясняет директор художественной школы «Весна» Татьяна Юдинцева. Изменения касаются не только наполнения, но и сроков обучения: сейчас это пятилетние программы обучения детей с 10-12 лет и восьмилетние — для шестилетних. Раньше художественная школа набирала учеников на четырехлетний и семилетний курсы обучения. Учебный план тоже изменился: увеличилось количество учебных часов, появились обязательные домашние задания. «Домашку» преподаватели задавали и раньше, но, учитывая загруженность детей, смотрели на её выполнение «сквозь пальцы», да и объем был меньшим.
— По опыту прошлого года мы убедились, что дети из групп предпрофессионального образования, вынужденные учиться в более интенсивном режиме, дают более высокие результаты. Дети становятся более собранными, ответственными, растёт успеваемость, — констатирует Татьяна Николаевна.
Критерии отбора ужесточились
В качестве новшеств можно назвать и появление дополнительных шестого и девятого годов обучения для детей, планирующих получать профессиональное образование, прошедших основной курс в художественной школе, но ещё не окончивших основную общеобразовательную школу.
Ужесточились и критерии отбора детей на курсы предпрофессионального образования. Если раньше мы принимали ребят по итогам собеседования, где они по желанию могли показать свои работы, то теперь обязательное условие — вступительный творческий экзамен.
— Я уверена, что все дети талантливы — каждый по-своему, но теперь, по новому закону, вводится конкурсный отбор, потому что количество бюджетных мест регламентировано.
Сверхзадача, поставленная перед нами министерством образования — подготовка абитуриентов для средне-специальных и высших профильных учебных заведений.
— Однако подчеркну: это не догма, — настаивает Татьяна Юдинцева. — Разумеется, ребёнок, прошедший обучение по программе предпрофессионального обучения, не обязан стать художником. В противном случае нам бы просто пришлось существенно сокращать набор, ведь такое количество художников и архитекторов просто не будет востребовано на рынке труда. В нашей школе всегда был хороший процент поступления в учебные заведения по нашему профилю — от трети до половины выпускников. Остальные ребята просто получают то, чего и хотели родители, когда привели их к нам: они развивают воображение, у них формируется художественный вкус и так далее. Малышей, как правило, ведут в школы искусств именно для общего эстетического развития. Кроме того, дети приобретают навыки, которые могут стать основой для хобби, либо помогут найти себя в смежной профессии: в художественной школе есть резьба по дереву, батик, авторская кукла, лепка, мультипликация и масса других прикладных видов творчества, способных украсить жизнь.
Сегодня, замечает Татьяна Юдинцева, в связи с увеличением в Бердске числа детей, одна художественная школа уже просто не в состоянии принять всех желающих даже на общеразвивающие программы.
В числе пионеров оказалась музыкальная школа Бердска
По специальностям «фортепиано» и «народные инструменты» бердская ДМШ перешла на предпрофессиональное обучение еще в прошлом году. С начала этого учебного года к списку добавились хоровое пение, и музыкальный театр, и духовые и струнные инструменты — то есть практически все специальности нашей школы с этого года стали работать по новым программам, — объясняет заместитель директора ДМШ имени Свиридова по учебно-воспитательной работе Любовь Савицкая.
Нужно сказать, что в прошлом году на предпрофессиональное обучение перешли лишь пять школ в Новосибирской области, да и по всей России на такие перемены решились лишь единицы музыкальных школ, а те, кто решился, начинают с программ общеэстетического развития.
— Увеличилось количество предметов, которые изучают будущие музыканты, — уточняет Любовь Савицкая. — Изменились требования к материальной базе: расширилась библиотека и фонотека, появилось новое оборудование в хоровом классе. Правда, несмотря на то, что требования федеральные, финансирование не увеличилось, и «выкручиваться» школе приходится собственными силами.
Семилетние программы обучения продлены на один год, пятилетние остались прежними. Появился девятый класс для детей, не закончивших основную школу.
Условия приема в «музыкалку» остались прежними
Основным критерием по-прежнему остается музыкальная одаренность ребёнка, которая оценивается на вступительных испытаниях. Увеличилось число контрольных мероприятий: промежуточная аттестация теперь будет проводиться чаще.
Любовь Савицкая подчеркивает, что поступление в профильные учебные заведения — не самоцель перехода на предпрофессиональное образование, это лишь одна из рекомендаций.
Основная задача — повышение качества обучения.
— А процент поступлений в профильные средние и высшие учебные заведения у нас всегда был стабильно высоким. К примеру, 25% нынешних выпускников продолжают получать музыкальное или театральное образование, — добавляет завуч музыкальной школы Юлия Дианова. — Это очень хороший результат. Как правило, лишь 4-5% выпускников музыкальных школ поступают в музыкальные училища, консерватории или академии культуры и искусства, у нас же продолжает профильное обучение буквально каждый четвертый выпускник. Мы следим за их судьбой и можем сказать, что большинство из них потом и работают тоже по специальности: идут в исполнительскую сферу, становятся концертмейстерами, преподавателями в музыкальных школах.
Фото автора