16 +  Письмо редактору
13:19, 30 марта 2020

Какие последствия принесёт коронавирус экономике России?


Своим мнением поделились экономист и предприниматель.

Об экономических последствиях пандемии коронавируса корреспондент «Свидетеля» побеседовал с ведущим научным сотрудником Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, доктором экономических наук, профессором Владимиром Клисториным.

– Самое главное, что нас всех пугает, – это полная неопределённость. Президент озвучил некоторые экономические меры, но он ничего не сказал, как будут бороться с кризисом. Самое неприятное, что помимо эпидемии у нас есть много других проблем, например, падение цен на нефть и рост курса доллара.

Нынешнюю ситуацию я бы сравнил с 2008 годом, когда в мире уже наблюдался кризис, а мы считали себя каким-то островком стабильности, по выражению Алексея Кудрина, который тогда был министром финансов и сказал, что всё у нас обойдётся. Не обошлось. Мы по-прежнему тесно завязаны на мировую экономику. От цен на наши экспортные товары, прежде всего нефть, газ и металлы, зависит состояние бюджета и доходы страны. Кроме этого мы очень много импортируем, например, те же лекарства и компоненты для их производства. Естественно, ухудшение мировой ситуации скажется на многих отраслях нашей промышленности.

– Не может у нас быть возврата куда-нибудь в 90-е годы?

– Нет, но я бы сказал так: если всё пойдёт по негативному сценарию, и наступит мировая рецессия, то мы увидим повторение кризиса 2008-09 годов. Если государством будут приняты энергичные меры, то кризис будет краткосрочным.

– Энергичные меры – это какие?

– Вложение, а не накапливание ресурсов. Резервы создавались, чтобы в случае неприятностей их тратить, но сейчас, судя по озвученным мерам правительства, ничего тратить не собираются. Назвали 300 млрд рублей, когда на счетах правительства лежит два триллиона – это странно выглядит, это капля в море. В других странах мира относятся к этому серьёзнее и их траты многократно больше.

– Как выжить малому и среднему бизнесу?

– Боюсь, тут общие советы не помогут. Самое неприятное – это многочисленные запреты и бороться с ними бессмысленно. Не может фитнес-клуб уйти в тень. Наверное, какая-то помощь будет оказана, но в нашей стране каждый кризис – это мощный удар по малому бизнесу, крупные предприятия, как правило, выживают – именно им и банкам государство оказывало масштабную поддержку.

Конкретные люди пострадают очень сильно, но когда это закончится, в конце года или в следующем году, на их место могут прийти другие.

– Какие рынки смогут в этой ситуации подняться? Или всем будет одинаково плохо?

– Всем одинаково плохо не бывает. На фоне падения курса рубля выиграют компании, например, в IT-сфере, которые работают удалённо и на зарубежных заказчиков. Выиграют фармацевтические компании и те, кто производит медицинское оборудование. Даже часть торговых предприятий может выиграть благодаря местоположению, ассортименту товаров и организации системы доставки.

Придумывать и двигаться дальше

Как оценивают ситуацию предприниматели, надеются ли на помощь государства или «сложили лапки»? Своей точкой зрения в Фейсбуке поделилась Инна Анисимова, директор агентства PR Partner из Москвы.

– Я предприниматель, как раз та категория, которую не любит никто, разве что кроме друзей-предпринимателей, таких же «психов».

Никто не обязан спасать твой минибизнес. Прими, сделай запас для своих в хорошее время, работай дальше. Всё. О себе ты как предприниматель думаешь сам. Я не рассчитываю ни на чью психологическую или иную помощь. И если что случится, ты все равно всегда будешь виноват. Если кого-то сократил, будешь виноват в этом. Если кого-то не сократил, а сотрудник не работал на удалёнке, а тусил в торговом центре на распродаже и заболел, ты тоже виноват.

Государство сейчас смотрит на больших налогоплательщиков и обсуждает помощь им только потому, что они платят налоги. Микробизнесы, которые работают из дома, которые снимают вчёрную подвалы, неинтересны, да, они обеспечивают себя, молодцы, но не платят налоги. Я вот вижу, что некоторые маленькие сейчас сели, руки опустили и ждут, мол, спасайте нас. Мы перекредитованы, сделайте вид, что кредитов нет, кассовых разрывов нет. Ага.

У любого бизнеса должен быть запас прочности 1-3-6 месяцев, да, ты можешь развиваться агрессивно и открывать новые направления, но если настанет …опа, ты купишь себе кофе/вино и спросишь саму себя: зачем я так делал(а)?

Сейчас мне будут говорит, мол, вас не коснулся кризис. Честно? Коснулся. Я своим сказала, что есть запас на 6 месяцев, дальше будем сокращать, если мы не переориентируемся, не найдём что-то новое, не разовьём другие навыки. Это и есть предпринимательство, нет? Придумывать и двигаться дальше. И да, я не призываю вас не платить поставщикам или сотрудникам, как там раньше говорили, «кидать»? Наоборот. Я поставщикам плачу вперёд. Я о том, что подушку надо создавать и не рассчитывать на государство все время, что упадёт Лунтик с Луны и спасёт тебя.

А если уровень прибыльности твоего маленького дела много лет таков, что ты не можешь обеспечить даже минимальную подушку безопасности своей команде, честно спроси себя за тем самом кофе/вином: а тем ли я занимаюсь?..

Фото автора, www.facebook.com и rossaprimavera.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2023 Свидетель
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru