О ситуации с употреблением алкоголя, о психических расстройствах на фоне перенесенной коронавирусной инфекции – интервью «Свидетеля» с главным наркологом города Светланой Емельяновой.
В последние два года в России выросло количество людей, страдающих депрессией, тревогами, паническими атаками, отмечают на станицах центральных СМИ наркологи и психоневрологи. Как следствие, считают они, выросло употребление спиртных напитков, что может привести к росту алкоголизации населения страны. А что в Бердске?
– Светлана Алексеевна, жители Бердска на фоне пандемии стали больше пить?
– Если судить по поступлению пациентов в отделение наркологии городской больницы, пить горожане – напротив – стали меньше. В последние месяцы отделение почти пустое, хотя коечный фонд в связи с переносом отделения в другой медкорпус ЦГБ сократился.
После череды февральских-мартовских праздников мы ждали наплыва пациентов, но такого не случилось. Крайний раз оживление в отделении было только после празднования 23 февраля. И что интересно, везли к нам не мужчин, а женщин! После медикаментозной терапии пациентки признались, что отмечать День защитника Отечества начали за несколько дней до красной даты в календаре – на рабочих корпоративах. Результат – не смогли самостоятельно выйти из запоя.
– А вот с психическими расстройствами, которые произошли у людей после перенесённой коронавирусной инфекции, жителей Бердска к нам везут постоянно, – продолжает доктор. – Как правило, это люди, прошедшие лечение в ковидном госпитале, где у них на глазах разыгрывались страшные трагедии. Они видели муки и страдания тяжелобольных, смерть… И очень сильно боялись, что их постигнет та же участь.
На фоне увиденного, несмотря на то, что курс лечения в медкорпусе на улице Попова был пройден несколько месяцев назад, у горожан, которым чаще всего за сорок, не ушли тревоги. Они только усилились.
Ведут себя такие пациенты крайне неадекватно. Одни агрессируют на родственников, ведут бредовые разговоры, у других наблюдается очень тревожное состояние за своё здоровье, они боятся умереть.
Пациентов, поступивших в наркологическое отделение с таким проявлением постковидного синдрома, осматривает психиатр, затем им выписывают направление в областной психиатрический диспансер для дальнейшего лечения.
В этом году от ЦГБ Бердска в психиатрическую больницу мегаполиса было отправлено несколько человек.
– А сколько именно? Три? Пять?..
– Больше. Пользуясь случаем, настоятельно рекомендую всем, кто понимает, что постоянно живёт в тревожном состоянии, никак не может от него избавиться, не запускать проблему. Обратитесь за помощью к врачу-психиатру.
– Светлана Алексеевна, опять же на страницах центральных СМИ врачи рассказывают о суперсовременных и очень эффективных лекарствах от алкоголизма. Вы используете такие в своей практике?
– Да вы что?! До сих пор лечим тем, что было создано ещё в советское время. Ничего другого у нас в арсенале нет. Современные медицинские препараты существуют, но они стоят, как самолет – от 15 до 18 тысяч рублей за одну ампулу.
А больному алкоголизмом требуется поставить такую инъекцию один раз в месяц, курс лечения – минимум полгода. В итоге, чтобы отбить влечение к спиртному, ему придётся потратить более 100 тысяч рублей.
– То есть в перечень бесплатных такие препараты даже при стационарном лечении не входят?
– Новому методу больше пяти лет, но он до сих пор практически не доступен в бесплатной медицине. Согласно госпрограммам, только областному наркологическому диспансеру выделялось такое лекарство, его хватало для лечения нескольких человек. Метод действенный. Охотку пить отбивает. Но лишь на некоторое время, если человек не сам принял твёрдое решение «завязать», а его, к примеру, заставила жена.
В числе моих пациентов был человек, который прошёл такой курс по принуждению родственников, через три года он вновь запил. А некоторые наши пациенты после менее дорогостоящей кодировки не пьют по 18-20 лет.
– То есть в лечении алкоголизма главное — желание, а не медпрепарат?
– Чтобы был эффект, пациенту нужно не только сильно захотеть бросить пить, но и поменять жизненные устои. Если он попадает в ту же среду: на работе – те же собутыльники, а дома жена: «Гав-гав да гав-гав», – он рано или поздно махнет на всё рукой. И напьётся. Для успеха очень важна психологическая составляющая: новая жизнь, поддержка семьи и окружающих.
– Где такому человеку можно получить профессиональную психологическую помощь в нашем городе?
Ранее по договору с реабилитационным центром «Белый лотос» в наркологическом отделении работал психолог, который проводил для пациентов групповую терапию. Взамен мы предоставляли специалисту помещение, где он вёл приём всех желающих бердчан. После переезда наркологии в другой корпус ЦГБ у нас не стало такой возможности, поэтому всех, кому нужна помощь психолога, отправляем в центр «Перспектива» (улица Кирова, 29).
Это центр психолого-педагогического сопровождения; бесплатную психологическую помощь его специалисты раньше оказывали преимущественно детям, сегодня работают и с пациентами отделения наркологии.
Наболело!
Наплыв пациентов, нуждающихся в медикаментозной помощи, сократился. Однако горожан, которых полицейские подбирают на улицах в невменяемом состоянии, в наркологическое отделение, по словам заведующей, по-прежнему везут пачками.
– Мы вынуждены заниматься не своими непосредственными обязанностями – лечить людей; нам приходится «водиться» с пьяными, которые даже имени своего назвать не могут, – говорит Светлана Емельянова. – Они еле «мычат», но при этом очень хорошо могут «крыть» медицинских работников (в основном женщин), отборным матом. Плюются, брыкаются, мочатся под себя…
– С большой надеждой мы ждали изменений после подписания в январе 2021 года закона о создании платных вытрезвителей. В нём говорилось, что такие полномочия появятся у органов местного самоуправления на принципах государственно-частного партнёрства. Но всё закончилось, не успев начаться, – негодует доктор. – В свете последних событий о создании медвытрезвителей, скорее всего, и вовсе забудут. Когда наконец-то слабых женщин освободят от тяжёлой ноши? Когда вернут былую функцию полицейским?
Алла Борисова, фото из архива редакции