Труппа театра «Гистрион» под руководством режиссёра Натальи Солодухиной в очередной раз решила пощекотать своим поклонникам нервы.
«Гистрионовцы» заставили посмотреть человека на себя со стороны, задать себе неприятные вопросы. А получив на них ответы, сказать: «Стоп. Мир нужно изменить».
На сей раз на сцене юные актёры повествовали от лица зверей. При этом никаких тебе усов, хвостов, лап, шерсти и хождения на четырёх. Узнать, что это за персонаж, прочувствовать жизнь каждого или целой группы животных можно было лишь через актёрскую игру. Чёрные костюмы. Диалоги. Монологи. Велись они вроде от лица зверей, а в итоге всё получилось, как у людей.
…Коров ведут на убой. И только одна, предчувствуя что-то неладное, пытается разобраться, что происходит вокруг. Остальные искренне верят: тот, кто всегда присматривал за ними, кормил и заботился, знает, что делает. Ему нужно доверять. Видите, говорят они, очередь двинулась, процесс пошёл; значит, все будет хорошо.
…Два индюка и индюшка. Они мечтают. Индюки – о кукурузных початках и вафлях, Пенни (так зовут индюшку) – играть на саксофоне. Конфликт мечты и реальности. «Ну не может существо, у которого даже рта нет (!) научиться играть на саксофоне», – кричат индюки. А Пенни, не теряя надежды, бросает обжитое место, уходит в лес, где, может быть, найдёт саксофоновое дерево. Она отправляется в неведомый, опасный путь, а её соплеменникам, получившим очередную порцию кукурузных початков, вдруг почему-то совсем не хочется есть. Они думают: может быть, и в самом деле нельзя жить на свете без настоящей мечты… Где-то вдалеке раздаются низкие, протяжные звуки саксофона.
Ещё в спектакле были суслик, который постоянно себя накручивал, выдумывая то, чего нет, тем самым сильно отравляя свою жизнь, и две шикарные кошки. Одна ни за что не хотела, чтобы ею манипулировали, ведь «нитка, за которой она бегает, всего лишь неодушевлённый предмет в руках кукловода». Ей интересно, что же находится ТАМ… за комнатой, в которой она всю жизнь обитает. Другая говорила: «Расслабься. Жизнь – большой дом. И ты в нём переходишь из комнаты в комнату, из комнаты в комнату…».
«Гистрионовцы», которые определили жанр своей постановки как «Дичь в одном действии», под занавес 47-го театрального сезона показали зрителю четыре мини-пьесы из одиннадцати придуманных американским драматургом Доном Нигро. Режиссёр театра Наталья Солодухина немного приоткрыла свои творческие замыслы, отметив, что осенью труппа «Гистриона» покажет ещё несколько историй из жизни животных, в которых наверняка многие люди узнают самих себя.
– Точно будет миниатюра «Мышеловка», – поделилась Наталья Николаевна. – Мышь, глядя на ловушку с сыром, говорит сама себе: «Ха-ха. Кто-кто, а я-то умная, я всё про эту мышеловку знаю. У меня в ней погибли и мать, и отец, и сёстры… Я к ней – ни одной лапой!..». А сыр-то пахнет. А аромат-то дурманит. И вот уже думает мышь, что все, кто попался до неё в мышеловку, просто не с той стороны пытались вытащить из неё лакомый кусок. А вот если подойти да подцепить его лапой с другооой…
…Безумие, страх, искушение, одиночество… Посмотреть разные сугубо человеческие ощущения через жизнь животных будет очень интересно. С нетерпением ждём следующего сезона.
Почему «Человек взломанный»?
Именно так называется новый спектакль «Гистриона».
– Сегодня (мне так кажется) пришла пора задуматься о том, как мы живём, – делится Наталья Солодухина. – Кто нас взломал, почему мы такие потерянные в этом мире? Взять тех же леммингов. Бегут. Не останавливаясь, бегут в пропасть, игнорируя собратьев, пытающихся воззвать к здравому смыслу. Да, стадное чувство не так-то просто разрушить в одиночку. Но нужно стараться. Чтобы многие заставили себя остановиться! Сели и подумали: а для чего мы живём?
Кошка сказала, что жизнь – это большой дом, в котором каждый переходит из комнаты в комнату, из комнаты в комнату… Да не будет этой бесконечности! Жизнь очень короткая и летит так незаметно. Поэтому прожить её нужно разумно.
Алла Борисова, фото автора и предоставлено Натальей Солодухиной